Анна Бурдасова
Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста «Мы на луг ходили…»
▼ Скачать
«Мы на луг ходили…»
Задачи:
- Продолжать учить детей замечать что-то новое, интересное, необычное, называть и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые и т. д.
- Систематизировать знания детей о лугах посёлка, их красоту, необычность и многообразие полезных и ядовитых растений.
- Уточнить представления о насекомых, населяющих луга. Их пользу и вред, опасность.
- Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы и закрепить их.
Публикация «Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста „Мы на луг ходили…“» размещена в разделах
- Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту и богатство родного края, малой Родины.
Предварительная работа:
Игры настольные: «Лото», «Кто живёт на лугу»;
Рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых. Просмотр диафильмов о природе. Фотографий природы родного края.
Ход путешествия:
-Ребята, вы любите путешествовать? На чем бы вы путешествовали? Сегодня путешествовать мы будем на автобусе, а куда, это секрет.
-Чтоб дорога была не долгой и весёлой, мы будем смотреть в окна автобуса и замечать всё самое интересное (во время дороги дети делятся об увиденном, обсуждают сообща).
Когда прибыли на место (луг).
Прочить стихотворение «Лето» В. Орлов.
— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что еще подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
-Ребята, о каком времени года это стихотворение? (о лете)
-Куда привёз нас автобус? (на луг)
-Мы с вами приехали полюбоваться красотой летнего луга.
- Внимательно посмотрите, какой луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)
- А на что похож луг? (ковёр, скатерть)
-Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава)
-Назовите знакомые вам цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т. д.)
- Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней!
-На что похожи листья ромашки? (на лодочку)
-С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)
Предложить детям загадки, найти на лугу отгадки и показать их.
Игра на смекалку : «Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу. Найди их и покажи».
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
-Ребята, хотите поиграть?
Игра на развитие движения: «На пенёчке я сижу».
(Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит) :
На пенёчке я сижу,
На лужочек я гляжу
Там цветочки разные:
Жёлтые да красные,
Белые да синие, очень все красивые,
Я цветы не буду рвать…
Дети: Будешь с нами ты играть?
Ведущий: Да
(Дети разбегаются, ведущий их салит).
- Ребята, играя, вы заметили на что похож луг? (ковёр, цветная скатерть)
-Кто знает стихи о цветах?
-Расскажите (2).
Чтение стихов о цветах.
- А теперь ребята, давайте поиграем на этом цветном, красивом лугу в игру.
Игра называется : «Лес, луг, огород».
(Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты расскажи что там растёт?» - останавливается напротив ребёнка. Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим).
(Неожиданный сюрприз).
-Посмотрите ребята, интересно, что это? (внимание на земляные кучки на лугу).
-Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны?
А как его зовут? (крот). Он маленький и живет в земле. У него там дом и припасы (еда). Крот плохо видит, но зато у него хороший нюх. Крепкие лапки и нос. Он ими роет тоннели (проходы).
-А кто ещё живёт в земле? (мыши)
У мышей норки (домики) в земле. Мыши прячутся в свои норки, чтоб их ни кто не заметил.
Игра – имитация.
-Я предлагаю вам показать как крот роет ходы своими лапками и носом (имитация). Как осторожно бегает мышка и таится.)
-Посмотрите внимательно, вы видите крота и мышь? Наверно, они отдыхают.
(Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает и детям отдохнуть).
Беседа с детьми и имитация голосов.
-Давайте и мы сядем, посидим тихо и послушаем (потом каждый мог описать то, что он слышал.
Если слышны птичьи голоса, то учить их различать. Рассказать самой о 2-3 птицах, встречающихся на лугу. Можно услышать треск сучьев, стрекотание кузнечика, жужжание пчелы или мухи, шум крыльев большой птицы).
Наблюдение с детьми за муравьями.
-Смотрите, здесь какая-то дорога. А кто по ней ползёт? Муравьи.
- Смотрите как они работают.
-Что они тащат? (иголки, сухие травинки)
-Давайте осторожно пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом.
-Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт?
- Какие ещё насекомые живут на лугу?
Игра на мышление : «Отгадайте загадки и покажите отгадки».
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Самого не видно,
А песню слышно. (комар)
Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Кто на нами вверх ногами. (муха)
Непринудительная беседа на тему: «Опасность рядом и как её предупредить».
-Насекомые, ребята, приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.
-А вы думаете как? (обобщить всё сказанное).
- Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых
- Надо быть осторожными и внимательными на природе
- Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить
- Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место
- Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.
Проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками. Делимся своими впечатлениями сообща.
Беседа с детьми о природном явлении- гроза и правила поведения вовремя неё.
-Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей -гроза, гром, ливень.
-В какое время года чаще всего бывает гроза? (летом)
-По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? (сгущаются чёрные тучи, сильный ветер и т. д.).
-Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
-Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом. Запомните все эти правила и расскажите другим.
Предложить поиграть.
Игра на воображение, развитие движения- «Превращения».
-Как мне хочется поколдовать! «Раз, два – вот и фея я».
Я вас буду превращать волшебной палочкой в насекомых».
(Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.)
Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад.
Но прежде чем расколдовать вас, я хочу узнать, хорошо или плохо быть насекомым.
Дидактическая игра мышление, воображение, память: «Хорошо – плохо».
Каждые ребёнок высказывает своё мнение. И приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять».
- Поблагодарим наш луг за красоту! И вспомним песню-хоровод «Мы на луг ходили…»
-Вот и закончилось наше путешествие на луг.
-Шофёр приглашает нас в автобус, а в детсаду нас ждут другие дети. Вы обязательно расскажите своим друзьям о том, что видели, слышали, узнали.
Творческая работа.
После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют. Нарисовать рисунки на тему: «Дети на лугу». Сделать аппликацию «насекомые».