Русакова
Игра — педагогическая азбука общения
▼ Скачать
Мы много раз говорили с вами, почему так важно воспитателю обладать коммуникативной компетентностью. Наша профессия полностью связана с умением общаться: общение с родителями, с коллегами и, самое главное,общение с детьми.
В системе воспитания и обучения детей- дошкольников одно из центральных мест принадлежит игре. Эльконин отмечал : «Ролевая игра не является специальным педагогическим средством. Она может явиться мощным средством развития только в том случае, если останется игрой, т. е. «формой социальной жизни ребенка в обществе.»
Публикация «Игра — педагогическая азбука общения» размещена в разделах
А. В. Запорожец отмечал : «Важная роль игры в психическом развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и,следовательно, не могли быть по-настоящему освоены».
Формирование в игре способности ориентироваться в сфере человеческих отношений связано с принятием ребенком на себя роли в игре. Беря на себя роль взрослого, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами, которыми руководствуются взрослые в общественной деятельности и в общении между собой.
Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоение детьми.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, способствует развитию способностей, необходимых для перехода к систематическому обучению. По определению А. Н. Леонтьева, игра становится ведущей в дошкольном возрасте еще и потому, что в ней возникает и внутри дифференцируется новый вид деятельности- учебная деятельность.
Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов деятельности.
Основные элементы учебной деятельности :
-умение принимать учебную задачу;
-умение осуществлять адекватные учебной задаче действия;
- умение самостоятельно контролировать и оценивать свою
деятельность.
Успешность овладения ребенком элементами учебной деятельности зависит от сформированности определенного уровня общения со взрослым. Формирование же этого уровня наиболее эффективно происходит в игре.
В возрасте от 3-х до 7-ми игра детей развивается как своеобразная, активная творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
В совместных играх возникает необходимость более точно определять цели игры,согласовывать действия, что для малышей нелегкая задача и, без умелого руководства взрослых, дети могут задержаться на этом уровне. Задача взрослого – умело усложнять цели игры, что ведет за собой выявление переживаний ребенка и формирование его чувств. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
В создании образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает действия, таким образом осмысливает их. Словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.
В игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Ребенок не всегда хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детским замыслом, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.
Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета. Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком- либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.
Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В этом случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия детей на ее осуществление.
Иногда содержание игр довольно бедное, несмотря на то, что у детей имеется достаточно сведений об окружающем- знания в игре не отражаются. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удается пробудить интерес детей к тому, с чем их знакомят – хорошей игры не получится, поскольку детям необходимо давать не только знания, но и влиять на их чувства и эмоции.
Н. М. Крылова – автор технологии «Детский сад- дом радости», утверждает, что ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов деятельности, в том числе и игры. Крылова предлагает в своей технологии использовать два средства воспитания и образования:
1- содействие тому, чтобы ребенок захотел освоить предлагаемую взрослым деятельность (эффект Тома Ссойера- научи меня учиться). Если такой эффект будет достигнут, тогда ребенок любого возраста скажет : «Научи меня, я хочу это сделать!» Мастерство воспитателя будет заключаться в том, чтобы вызвать у ребенка потребность одновременно в игре, общении и познании.
2- содействие тому, чтобы каждый воспитанник, с учетом его потребностей и «стартовых» возможностей, под руководством взрослого, обучился индивидуально привлекшей его деятельности, в том числе игре и общению.
Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие «матери», у которой заболела кукла- «дочка», с интересом слушает рассказ «летчиков» или «моряков» об опасностях и трудностях их путешествий. Такой небезразличный воспитатель может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно если к нему обращаются,как к действующему лицу.
Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую- нибудь роль, часто не главную, но и в этой роли он может руководить игрой, незаметно направлять ее, будить воображение детей. В результате возникают эпизоды, о которых дети раньше и не догадывались.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать самостоятельность, инициативу детей, сохранять их непосредственность, радость игры,радость общения.