Папки-передвижки

Игра — педагогическая азбука общения

Русакова
Игра — педагогическая азбука общения
▼ Скачать

Мы много раз говорили с вами, почему так важно воспитателю обладать коммуникативной компетентностью. Наша профессия полностью связана с умением общаться: общение с родителями, с коллегами и, самое главное,общение с детьми.

В системе воспитания и обучения детей- дошкольников одно из центральных мест принадлежит игре. Эльконин отмечал : «Ролевая игра не является специальным педагогическим средством. Она может явиться мощным средством развития только в том случае, если останется игрой, т. е. «формой социальной жизни ребенка в обществе

Публикация «Игра — педагогическая азбука общения» размещена в разделах

А. В. Запорожец отмечал : «Важная роль игры в психическом развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и,следовательно, не могли быть по-настоящему освоены».

Формирование в игре способности ориентироваться в сфере человеческих отношений связано с принятием ребенком на себя роли в игре. Беря на себя роль взрослого, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами, которыми руководствуются взрослые в общественной деятельности и в общении между собой.

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоение детьми.

Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, способствует развитию способностей, необходимых для перехода к систематическому обучению. По определению А. Н. Леонтьева, игра становится ведущей в дошкольном возрасте еще и потому, что в ней возникает и внутри дифференцируется новый вид деятельности- учебная деятельность.

Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов деятельности.

Основные элементы учебной деятельности :

-умение принимать учебную задачу;

-умение осуществлять адекватные учебной задаче действия;

- умение самостоятельно контролировать и оценивать свою

деятельность.

Успешность овладения ребенком элементами учебной деятельности зависит от сформированности определенного уровня общения со взрослым. Формирование же этого уровня наиболее эффективно происходит в игре.

В возрасте от 3-х до 7-ми игра детей развивается как своеобразная, активная творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.

В совместных играх возникает необходимость более точно определять цели игры,согласовывать действия, что для малышей нелегкая задача и, без умелого руководства взрослых, дети могут задержаться на этом уровне. Задача взрослого – умело усложнять цели игры, что ведет за собой выявление переживаний ребенка и формирование его чувств. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

В создании образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает действия, таким образом осмысливает их. Словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

В игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Ребенок не всегда хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детским замыслом, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета. Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком- либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.

Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В этом случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия детей на ее осуществление.

Иногда содержание игр довольно бедное, несмотря на то, что у детей имеется достаточно сведений об окружающем- знания в игре не отражаются. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удается пробудить интерес детей к тому, с чем их знакомят – хорошей игры не получится, поскольку детям необходимо давать не только знания, но и влиять на их чувства и эмоции.

Н. М. Крылова – автор технологии «Детский сад- дом радости», утверждает, что ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов деятельности, в том числе и игры. Крылова предлагает в своей технологии использовать два средства воспитания и образования:

1- содействие тому, чтобы ребенок захотел освоить предлагаемую взрослым деятельность (эффект Тома Ссойера- научи меня учиться). Если такой эффект будет достигнут, тогда ребенок любого возраста скажет : «Научи меня, я хочу это сделать!» Мастерство воспитателя будет заключаться в том, чтобы вызвать у ребенка потребность одновременно в игре, общении и познании.

2- содействие тому, чтобы каждый воспитанник, с учетом его потребностей и «стартовых» возможностей, под руководством взрослого, обучился индивидуально привлекшей его деятельности, в том числе игре и общению.

Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие «матери», у которой заболела кукла- «дочка», с интересом слушает рассказ «летчиков» или «моряков» об опасностях и трудностях их путешествий. Такой небезразличный воспитатель может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно если к нему обращаются,как к действующему лицу.

Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую- нибудь роль, часто не главную, но и в этой роли он может руководить игрой, незаметно направлять ее, будить воображение детей. В результате возникают эпизоды, о которых дети раньше и не догадывались.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать самостоятельность, инициативу детей, сохранять их непосредственность, радость игры,радость общения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для первоклассников «Лото «Азбука»Дидактическая игра для первоклассников «Лото «Азбука» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию лото «Азбука». Вы, наверное, можете спросить, что же в нем необычного? Буквы, как буквы….

Дидактическая игра «Весёлая азбука»Дидактическая игра «Весёлая азбука» Дидактическая игра "Весёлая азбука" В своей работе я, как и многие педагоги, работающие в детском саду, активно использую различные дидактические.

Дидактическая игра «Волшебная Азбука»Дидактическая игра «Волшебная Азбука» Хочу поделиться с Вами дидактической игрой "Волшебная Азбука" По просьбе воспитателя, родители приняли участие в изготовлении необычной.

Дидактическая настольно-печатная игра «Азбука Москвы»Дидактическая настольно-печатная игра «Азбука Москвы» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей авторской разработкой - игрой "Азбука Москвы". Проект был представлен в прошлом году на.

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Настольная развивающая игра «Азбука пожарной безопасности»Настольная развивающая игра «Азбука пожарной безопасности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию настольную развивающую игру "Азбука пожарной безопасности", представляющую.

Паспорт проекта «Азбука общения»Паспорт проекта «Азбука общения» Наименование проекта: «Азбука общения» Актуализация проекта: Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. И.

Педагогическая квест-игра «Воспитатель 21 века»Педагогическая квест-игра «Воспитатель 21 века» В последний день марта, несмотря на различные препятствия в виде ОРЗ И ОРВИ, больничных и карантинов, состоялась квест – игра для педагогов.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра — педагогическая азбука общения
Опубликовано: 29 июня 2023 в 20:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра — педагогическая азбука общения» (включая файлы) размещена пользователем Русакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД