Светлана Николаева
Игра — основная форма деятельностного подхода в педагогической практике ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Общение представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи.
Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность.
Публикация «Игра — основная форма деятельностного подхода в педагогической практике ДОУ» размещена в разделах
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Таким образом очень кратко:
Деятельностный подход в ДОУ это -
1. ИГРА, как ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста.
2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация.)
3. Труд (различные его виды ручной труд в том числе)
Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют самые различные игры.
Мне на занятиях очень нравиться применять дидактические игры с предметами.
Эти игры очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, отличаются воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.
Например, в игре «Чудесный мешочек» детей младшего возраста я учу называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (могу положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук) дети, доставая, называют и я оцениваю и анализирую речь ребенка, старшего – составлять описательный рассказ, классифицировать т предметы по заданным признакам.
Очень нравятся детям настольно-печатные игры. Они очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части.
Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.
В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество частей, эти игры я часто использую на индивидуальных занятиях, они хорошо способствуют развитию мышления, внимания и усидчивости.
В качестве эксперимента вношу игры из серии «песочной терапии» - это довольно инновационный метод, используемый в логопедической практике. Занятия с песком, способствуют развитию произвольного внимания и памяти. На занятиях, включаются игры на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твёрдое – мягкое», «гладкое – острое», кинестетические ощущения получаются во время движения.
С детьми старшего возраста применяю словесные игры, они отличаются тем, что заставляют детей думать, без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение
понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т. п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.
Используя эти игры, я развиваю маленького человека, корректирую то, что в нем заложено и проявлено, вывожу его на творческое, поисковое поведение. Для того, чтобы детям было на логопедических занятиях интересно и комфортно, я часто провожу их в интегрированной форме, совместно с другими специалистами ДОУ.
Приведу самые распространённые логопедические игры, простые в использовании, но эффективные в развитии мыслительных процессов ребёнка.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Развивают сосредоточенность на чем-либо, наблюдательность, развитие зрительного внимания.
НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА.
Предлагаю карточку с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагаю выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
ЗАЧЕРКНИ.
Ребенку предлагаю таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Развивают музыкальный и фонематический слух, зрительное внимание.
ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрирую звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
УХО-НОС.
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Я сначала выполняю задание вместе с ребенком, затем умышленно допускаю ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Развивают: зрительную, слуховую, двигательную память.
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладываю несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Я убираю один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ.
Вариант 1. Ребенку называю числа и прошу их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называю слова и прошу их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Развивают мыслительную деятельность, связную речь. Умение сравнивать и анализировать
КТО ЧТО ЛЮБИТ? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладываю картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагаю всех "накормить".
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО. Бросаю ребенку мяч, называю цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты - назови слова, относящиеся к спорту - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ МЫШЛЕНИЯ
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ.
Я прошу угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, выкладываю перед ним картинки с различными овощами, и он находит нужный.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ.
Использую готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку даю картинки и прошу их рассмотреть. Объясняю, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
Дорогие коллеги! Детский мозг – чистый лист бумаги! Не забывайте об этом и заполняйте его качественно!
Список литературы
Шипицина Л. М. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство «Речь», 2004.
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). Владос, 1999. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.