Татьяна Новикова
Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.
Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру.
Публикация «Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье» размещена в разделах
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно- ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых.
Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток; со старшей сестрой он может вытереть пыль и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является ещё игрой.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка.
Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
Родители пытаются объяснить маленькому ребенку, некоторые процессы бытовой деятельности, вместо того, чтобы познакомить малыша с ними во время игры.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми.
Важное место в формировании разносторонне развитой личности ребенка отводится играм с правилами. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелазании, бросании, ловле, увертывании. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.
В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, соблюдать правила игры. В игре формируются воля, самообладание, дисциплинированность, справедливость, развивается чувство ритма. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует развитию активной деятельности. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети располагают и убирают игрушки в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для своей будущей трудовой деятельности. Таким образом, подвижная игра- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Вот несколько игр для детей раннего возраста, в которые можно играть дома и в саду.
«Мы топаем»
Цель игры: учить ребенка простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку потанцевать, стоя в паре они выполняют движения под слова:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головами да-да-да.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
и бегаем кругом.
«Солнышко и дождик»
Игра построена на простых движениях и действиях. Мама (воспитатель) рассказывает ребенку о погоде и ее явлениях- дожде. Предлагает спеть песенку про солнышко, ребенок бегает, прыгает, хлопает в ладоши под слова песенки:
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
Неожиданно взрослый говорит, что надвигаются тучи и пойдет дождь и предлагает ребенку спрятаться и послушать, как капает дождь под слова песенки:
Дождик, дождик, веселей,
Капай капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Игру можно повторять несколько раз.