Людмила Кузнецова
Игра «Незнайка и правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Игра «Незнайка и Правила дорожного движения»
Авторы:
Воспитатели: Кузнецова Людмила Сергеевна
Мамонова Вера Хасановна
Введение
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.
Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.
Чаще всего участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети-пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются насущными, требующими безотлагательного решения задачами.
Исходя из выше сказанного, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения.
Актуальность:
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т. к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В основе успешного обучения дошкольников правилам движения должна лежать их разнообразная, насыщенная игровая деятельность, потому что игровая деятельность у дошкольников является ведущим видом деятельности. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов, и необходимость создания оптимальных условий, предметно- развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Исходя из актуальности темы и, учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, игровую деятельность, мы разработали и создали игру «Незнайка и Правила дорожного движения».
Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к знаниям о правилах дорожного движения. Формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах.
Объект исследования: Игровая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Игра «Незнайка и Правила дорожного движения» как средство расширения знаний и представлений дошкольников о Правилах дорожного движения.
Основная часть
Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях.
В процессе создания пособия мы опирались на такие принципы организации образовательного процесса:
последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
личностно-ориентированная технология
технология игрового обучения
метод наблюдения и беседы
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрали вопросы и загадки о дорожных знаках, транспорте, ребусы, увлекательные задания;
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляем во всех формах своей деятельности с детьми:
Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
Различные виды ИЗО деятельности;
Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
Досуги, праздники, развлечения
Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
Беседы и разговоры по ПДД;
Наблюдения за транспортом и пешеходами.
Работа по формированию знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях может продолжаться и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.
Цель – формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Задачи:
обобщить знания дошкольников по дорожной лексике, включать их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
развивать у детей познавательные процессов, необходимые для правильной и безопасной ориентации на улице;
формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице;
развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
воспитывать грамотного пешехода;
развивать интерес у детей к совместной игровой деятельности и доброму отношению друг к другу;
формировать умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
знание основных правил дорожного движения, дорожных знаков и терминов по ПДД, использование терминов на дорожную тематику в речи.
расширятся представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
это пособие поможет детям наладить взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогатить словарь, развить речь детей.
овладение умением предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Одной из задач образовательной деятельности дошкольного образования является формирование целостной картины мира и расширение представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном пособии, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
«Познавательное развитие» - обобщить представления детей:
понятие улица, ее основные части (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар);
виды пешеходных переходов и дорожных знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
познакомить детей с понятием «светофор», что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
«Речевое развитие» - развивать свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
«Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
«Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
[b]Игра способствует тренировке навыков счёта и знакомства с правилами дорожного движения. Изделие сертифицировано и изготовлено из качественных материалов. [/b]
Комплект:
• игровое поле,
• 2 фишки,
• игральный кубик.
Количество предполагаемых игроков: 2–4; группа детей разделена на две команды;
Описание игрового пособия
Игровое пособие представляет собой: куб большого размера, внутри которого находится куб меньшего размера, кубик с кружочками, фишка-Незнайка, Знайка, конверт с заданиями, конверт с дорожными знаками. Каждый куб «разворачивается». Внутренний разворот большого куба представляет собой поле «игры-бродилки». Игровое поле содержит изображение городских улиц с машинами и дорожными знаками. Игроки поочерёдно бросают кубик и, совершая определённое количество ходов, выполняют задание, которое им выпадает. Выигрывает участник, который первым окажется на финише. В комплекте предусмотрены игровые карточки с заданиями, которые детям предлагается выполнить в определенных точках маршрута. Для закрепления знаний, дети могут самостоятельно придумывать задания. Проходя маршрут от старта до финиша, дети будут преодолевать преграды, возвращаться на несколько шагов назад или пропускать ход. В процессе игры дети узнают много интересного о правилах дорожного движения, расширят свой кругозор, научатся размышлять логически, потренируют порядковый счет и улучшат моторику рук.
Кубик меньшего размера с наружной стороны способствует закреплению представлений о дорожных знаках: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса. (на кубике расположены липучки, в конверте набор знаков, дети подбирают знак и прикрепляют к кубику). Развернув кубик, дети могут проходить лабиринты и разгадывать ребусы.
Варианты игры:
1. Перед началом игры, детей можно разделить на две команды «Незнайки», «Знайки». Игроки каждой команды поочерёдно бросают кубик и совершают с помощью фишек ходы. Совершая перемещения по красочно исполненному полю, игроки будут выполнять интересные задания. Выигрывают участники той команды, которые первыми доберутся до финиша.
2. В игру могут играть два человека (при помощи воспитателя, если воспитанники не владеют умением читать).
Игра познакомит детей с правилами дорожного движения, обогатит словарный запас и научит быть ответственными за свои действия.
Игру можно использовать в совместно-партнёрской деятельности, самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и потребности в выполнении правил дорожного движения будет более успешным, если использовать игровое пособие «Незнайка и Правила дорожного движения»
Используя игру «Незнайка и Правила дорожного движения» мы достигли следующих результатов:
Дети имеют представления и знания:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
не играть на дороге или около проезжей части;
переходить улицу только по пешеходному переходу;
при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
b][/b]Дети умеют:
с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.