Получи документы

Игра как средство социализации дошкольников

Гузель Садыкова
Игра как средство социализации дошкольников

ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Садыкова Гузель Сириновна,

воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко»

Ютазинского муниципального района

Аннотация. В статье рассматривается роль игры как ключевого средства социализации детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в жизни ребенка и является ведущей деятельностью на этапе дошкольного развития. В процессе игры дети осваивают социальные нормы, учатся взаимодействовать с окружающими, развивают навыки общения и эмоциональную компетентность. В статье описаны основные виды игр, их значение для социализации, а также методы организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Публикация «Игра как средство социализации дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: игра, социализация, дошкольное образование, игровая деятельность, социальное взаимодействие, дошкольник, ролевые игры.

Игра — это естественная и необходимая форма деятельности для детей дошкольного возраста. В процессе игры ребенок исследует мир, развивает творческое мышление и учится взаимодействовать с другими людьми. Именно через игру дети знакомятся с социальными нормами, учатся строить отношения со сверстниками, развивают речевые и эмоциональные навыки. Социализация в игре помогает ребенку подготовиться к дальнейшей жизни в обществе, а также к успешной адаптации в коллективе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Игра — это не только развлечение, но и мощное средство педагогического воздействия, через которое воспитатель может влиять на формирование личности ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как игра способствует социализации дошкольников и какие педагогические условия необходимы для эффективного использования игры в воспитательном процессе.

В дошкольном возрасте игра является основным способом взаимодействия ребенка с окружающими. Через игру дети учатся работать в команде, распределять роли, договариваться и решать конфликты. В процессе коллективных игр дети развивают навыки сотрудничества, что является важной частью социализации. Совместные игры помогают детям почувствовать себя частью группы, научиться учитывать интересы других и строить отношения на основе взаимного уважения.

Сюжетно-ролевые игры позволяют детям осваивать различные социальные роли и модели поведения. Игры, в которых дети примеряют на себя роли взрослых (например, игра «в магазин», «семья», «врач», помогают им лучше понять, как функционирует общество, и какие правила существуют в различных социальных ситуациях. Через такие игры дети учатся следовать правилам, понимать социальные нормы и осознавать свои обязанности в обществе.

В процессе игры дети активно взаимодействуют друг с другом, что способствует развитию речевых и коммуникативных навыков. В ролевых играх они учатся выражать свои мысли, договариваться, разрешать споры и строить диалоги. Эти навыки необходимы для успешной социализации, так как они помогают ребенку находить общий язык с другими людьми и выражать свои потребности.

Игра способствует развитию эмоциональной компетентности у детей, которая также важна для социализации. Через игру дети учатся понимать и выражать свои эмоции, а также воспринимать эмоциональные состояния других. В игровых ситуациях дети сталкиваются с радостью, разочарованием, обидой, страхом — это помогает им развивать способность к сопереживанию и управлению своими эмоциями, что важно для гармоничных отношений в коллективе.

Выделим виды игр, способствующие социализации.

1. Сюжетно-ролевые игры. Они играют важную роль в развитии социальной компетентности у дошкольников. Дети в таких играх примеряют на себя роли взрослых, моделируют социальные ситуации, осваивают нормы и правила поведения. Например, в играх «в магазин», «в больницу» или «в школу» дети учатся соблюдать правила и нормы, связанные с этими ролями.

2. Коллективные игры. В этих играх дети учатся сотрудничать, распределять обязанности, слушать и учитывать мнения других. Примеры таких игр — «прятки», «салки», игры с мячом и командные игры, где важны правила и командное взаимодействие. Эти игры учат детей соблюдать очередность, уважать правила и работать вместе для достижения общей цели.

3. Дидактические игры. Такие игры направлены на развитие определенных навыков, но также могут быть полезны для социализации. Например, игры с карточками, пазлами или кубиками требуют от детей совместного выполнения заданий, что развивает способность сотрудничать и договариваться.

4. Игры с правилами. Игры, в которых существуют четкие правила, учат детей подчиняться установленным нормам и учитывать интересы других. Это помогает развивать чувство ответственности, уважение к правилам и умение действовать в коллективе.

Рассмотрим организацию игровой деятельности в ДОУ.

- Создание игровых условий. Для успешной социализации детей в ДОУ необходимо создать пространство, стимулирующее игру. Важно предусмотреть различные игровые зоны, где дети могут свободно взаимодействовать: уголки для сюжетно-ролевых игр, зоны для игр с правилами, а также места для индивидуальной и коллективной деятельности.

- Вовлечение детей в игру. Воспитатель должен активно включаться в игровые процессы, помогая детям осваивать социальные роли и развивать навыки взаимодействия. Например, воспитатель может предложить сюжет для ролевой игры, помочь распределить роли или предложить варианты решения конфликта в игре.

- Поощрение инициативы и самостоятельности. Важно предоставлять детям свободу в выборе игр и партнеров по игре. Это способствует развитию самостоятельности, лидерских качеств и умению принимать решения. Воспитатель должен поддерживать инициативу детей и помогать им справляться с трудностями, возникающими в процессе игры.

- Развитие эмоциональной компетентности. Воспитатель должен обращать внимание на эмоциональные состояния детей в процессе игры и помогать им справляться с негативными эмоциями. Игры на выражение эмоций, понимание своих чувств и чувств других помогают детям лучше социализироваться и учат их быть более чуткими к эмоциональным состояниям окружающих.

В заключение отметим, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и важным средством социализации ребенка. В процессе игры дети осваивают социальные роли, учатся сотрудничать, общаться и выражать свои эмоции. Воспитатели играют ключевую роль в организации игровой деятельности, создавая условия для социального взаимодействия детей и поддерживая их в процессе игры. Через игровую деятельность дети получают необходимый опыт, который помогает им адаптироваться к жизни в обществе, развивать коммуникативные и социальные навыки, а также готовиться к школьной и взрослой жизни.

Список литературы

1. Коршунова, И. Н. (2018). Игры с правилами как средство формирования социальной компетентности. Современное дошкольное образование, 5(2, 53-61.

2. Михайлова, О. Л. (2020). Эмоциональная социализация через игровую деятельность. Психология и педагогика детства, 8(3, 60-68.

3. Романова, Т. В. (2022). Игровые формы обучения и социализация дошкольников. Психология детства, 10(4, 22-30.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников»Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников» Актуальность Основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, поэтому на современном этапе проблема социально-личностного.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство социализации дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2024 в 20:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Садыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД