Гузель Садыкова
Игра как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Садыкова Гузель Сириновна,
воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко»
Ютазинского муниципального района
Аннотация. В статье рассматривается роль игры как ключевого средства социализации детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в жизни ребенка и является ведущей деятельностью на этапе дошкольного развития. В процессе игры дети осваивают социальные нормы, учатся взаимодействовать с окружающими, развивают навыки общения и эмоциональную компетентность. В статье описаны основные виды игр, их значение для социализации, а также методы организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Публикация «Игра как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, социализация, дошкольное образование, игровая деятельность, социальное взаимодействие, дошкольник, ролевые игры.
Игра — это естественная и необходимая форма деятельности для детей дошкольного возраста. В процессе игры ребенок исследует мир, развивает творческое мышление и учится взаимодействовать с другими людьми. Именно через игру дети знакомятся с социальными нормами, учатся строить отношения со сверстниками, развивают речевые и эмоциональные навыки. Социализация в игре помогает ребенку подготовиться к дальнейшей жизни в обществе, а также к успешной адаптации в коллективе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Игра — это не только развлечение, но и мощное средство педагогического воздействия, через которое воспитатель может влиять на формирование личности ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как игра способствует социализации дошкольников и какие педагогические условия необходимы для эффективного использования игры в воспитательном процессе.
В дошкольном возрасте игра является основным способом взаимодействия ребенка с окружающими. Через игру дети учатся работать в команде, распределять роли, договариваться и решать конфликты. В процессе коллективных игр дети развивают навыки сотрудничества, что является важной частью социализации. Совместные игры помогают детям почувствовать себя частью группы, научиться учитывать интересы других и строить отношения на основе взаимного уважения.
Сюжетно-ролевые игры позволяют детям осваивать различные социальные роли и модели поведения. Игры, в которых дети примеряют на себя роли взрослых (например, игра «в магазин», «семья», «врач», помогают им лучше понять, как функционирует общество, и какие правила существуют в различных социальных ситуациях. Через такие игры дети учатся следовать правилам, понимать социальные нормы и осознавать свои обязанности в обществе.
В процессе игры дети активно взаимодействуют друг с другом, что способствует развитию речевых и коммуникативных навыков. В ролевых играх они учатся выражать свои мысли, договариваться, разрешать споры и строить диалоги. Эти навыки необходимы для успешной социализации, так как они помогают ребенку находить общий язык с другими людьми и выражать свои потребности.
Игра способствует развитию эмоциональной компетентности у детей, которая также важна для социализации. Через игру дети учатся понимать и выражать свои эмоции, а также воспринимать эмоциональные состояния других. В игровых ситуациях дети сталкиваются с радостью, разочарованием, обидой, страхом — это помогает им развивать способность к сопереживанию и управлению своими эмоциями, что важно для гармоничных отношений в коллективе.
Выделим виды игр, способствующие социализации.
1. Сюжетно-ролевые игры. Они играют важную роль в развитии социальной компетентности у дошкольников. Дети в таких играх примеряют на себя роли взрослых, моделируют социальные ситуации, осваивают нормы и правила поведения. Например, в играх «в магазин», «в больницу» или «в школу» дети учатся соблюдать правила и нормы, связанные с этими ролями.
2. Коллективные игры. В этих играх дети учатся сотрудничать, распределять обязанности, слушать и учитывать мнения других. Примеры таких игр — «прятки», «салки», игры с мячом и командные игры, где важны правила и командное взаимодействие. Эти игры учат детей соблюдать очередность, уважать правила и работать вместе для достижения общей цели.
3. Дидактические игры. Такие игры направлены на развитие определенных навыков, но также могут быть полезны для социализации. Например, игры с карточками, пазлами или кубиками требуют от детей совместного выполнения заданий, что развивает способность сотрудничать и договариваться.
4. Игры с правилами. Игры, в которых существуют четкие правила, учат детей подчиняться установленным нормам и учитывать интересы других. Это помогает развивать чувство ответственности, уважение к правилам и умение действовать в коллективе.
Рассмотрим организацию игровой деятельности в ДОУ.
- Создание игровых условий. Для успешной социализации детей в ДОУ необходимо создать пространство, стимулирующее игру. Важно предусмотреть различные игровые зоны, где дети могут свободно взаимодействовать: уголки для сюжетно-ролевых игр, зоны для игр с правилами, а также места для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Вовлечение детей в игру. Воспитатель должен активно включаться в игровые процессы, помогая детям осваивать социальные роли и развивать навыки взаимодействия. Например, воспитатель может предложить сюжет для ролевой игры, помочь распределить роли или предложить варианты решения конфликта в игре.
- Поощрение инициативы и самостоятельности. Важно предоставлять детям свободу в выборе игр и партнеров по игре. Это способствует развитию самостоятельности, лидерских качеств и умению принимать решения. Воспитатель должен поддерживать инициативу детей и помогать им справляться с трудностями, возникающими в процессе игры.
- Развитие эмоциональной компетентности. Воспитатель должен обращать внимание на эмоциональные состояния детей в процессе игры и помогать им справляться с негативными эмоциями. Игры на выражение эмоций, понимание своих чувств и чувств других помогают детям лучше социализироваться и учат их быть более чуткими к эмоциональным состояниям окружающих.
В заключение отметим, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и важным средством социализации ребенка. В процессе игры дети осваивают социальные роли, учатся сотрудничать, общаться и выражать свои эмоции. Воспитатели играют ключевую роль в организации игровой деятельности, создавая условия для социального взаимодействия детей и поддерживая их в процессе игры. Через игровую деятельность дети получают необходимый опыт, который помогает им адаптироваться к жизни в обществе, развивать коммуникативные и социальные навыки, а также готовиться к школьной и взрослой жизни.
Список литературы
1. Коршунова, И. Н. (2018). Игры с правилами как средство формирования социальной компетентности. Современное дошкольное образование, 5(2, 53-61.
2. Михайлова, О. Л. (2020). Эмоциональная социализация через игровую деятельность. Психология и педагогика детства, 8(3, 60-68.
3. Романова, Т. В. (2022). Игровые формы обучения и социализация дошкольников. Психология детства, 10(4, 22-30.