Светлана Лысенко
Игра как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда Лысенко С. А
для родителей "Игра — как средство развития речи.
Все дети любят лето — ведь это время, свободное от домашнего задания и других дел, обязательных в учебное время года. Тем не менее, ребенку даже летнее время необходимо распланировать и наполнить интересными занятиями. На помощь родителям приходят электронные развивающие игры для детей. А вот в выходные, в длинные, теплые, летние вечера можно поиграть и в другие развивающие игры летом. Итак, во что же, помимо электронных развивающих игр для детей, можно поиграть летом?
Публикация «Игра как средство развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи :
"Назови игрушку"
Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).
Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. "Это. (заяц, лиса, утёнок)". Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.
"Скажи какой" (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.
Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный, огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.
"Что напутал Буратино?" (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки, игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).
Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте неточности в описании, например: "У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!" или "У зайца маленькие ушки, он зелёный" или "У кошки колючая шубка". Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.
"Моя кукла"
Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Материал: кукла.
Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребё нку ответить на вопросы:
— Кто это? (Кукла.)
— Какая она? (Нарядная, красивая.)
— Как её зовут? (Света.)
— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)
Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: "Наша Света. (самая красивая). У неё. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)". После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.
"Назови одним словом"
Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т. д.
"Последовательность событий"
Цель игры: учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Материал: 4 набора по две картинки с последовательным выполнением действий ( например: девочка моет куклу и вытирает её, мальчик спит и мальчик одевается, мальчик лепит ком и картинка, на которой мальчик слепил снеговика).
Ход игры: предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.
"Добавь слово"
Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и. (пошла гулять).
— Коля умылся и. (сел кушать).
— Оля замёрзла и. (пошла домой).
— Дети играли. (с зайчиком).
— Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).
Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.
Уровень развития речи ребёнка, несомненно, говорит о его развитии. Чтобы речь ребенка была правильной и богатой, нужно попутно развивать логику, память и мышление, разговаривать с ребенком, читать книги, а также использовать игры на развитие связной речи.