Надежда Гордеева
Игра как средство развития речевых навыков
Игра как средство развития речевых навыков
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому игровая форма в развитии речи детей будет самой продуктивной. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Публикация «Игра как средство развития речевых навыков» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста возможно использование таких дидактических игр и игровых приемов:
• "Я начну, а ты продолжи. ", "Жила-была лисица. ". Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
• "Составь рассказ" (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: "Я люблю, когда…", " Я хочу, чтобы. ", "Когда меня обижают…".
• Игра "Что перепутал художник?" В этой игре ребенок сможет развить внимание, зрительное восприятие, память, мышление, связную речь. Предложите ребенку рассмотреть сюжетные картинки. Ребенок должен найти все ошибки, которые сделал художник.
• Игра "Что пропустили?" расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ.
Такие виды речевых игр решают ряд задач: формируют представления о композиции; развивают умение описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились составлять рассказы по картинкам, можно переходить к следующему этапу работы – творческому. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой личный опыт, и переводит в форму связного повествования. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц.
Также можно использовать ряд игр:
Игровое упражнение "Что сначала, что потом". Нужно выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.
Игра "Сказка наоборот". Детям предлагается придумать сказку по аналогии со знакомой, но персонажи сказки заменяются на противоположные, например, «жил – был не колобок, а кубик», описание хода событий в сказке должно остаться без изменений.
Благодаря систематическому использованию в работе дидактических игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется словарный запас, высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.