Людмила Тиникова
Игра как средство обучения детей на занятиях «Учимся родному языку».
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная игра как технология обучения интересует воспитателей, педагогов уже давно. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем. А её цель - побудить интерес к познанию, книге, учению и науке. Если мы воспитатели, педагоги вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Публикация «Игра как средство обучения детей на занятиях „Учимся родному языку“,» размещена в разделах
Если обратиться к характеристике ребёнка старшего дошкольного возраста, то известно в этот период жизни начинает формироваться новые механизмы деятельности и поведения. Изменяется тематика и содержание игр, они обогащаются, наполняются новыми смыслами в связи с расширением опыта ребёнка. Обогащение и усложнение игровой деятельности происходит параллельно с интенсивным развитием речи. При помощи слова они анализируют запоминаемый материал, группируют его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливают логические связи, начинают пользоваться различными приёмами для запоминания информации. Значительного развития достигает словесно-логическая память. С моей стороны совершенствуется подготовка к обучению грамоте. Из года в год задаюсь вопросом.
Какими способами вызвать интерес у детей, а главное желание учиться? Постоянно задаюсь вопросом - как повысить эффективность занятий? На помощь мне воспитателю приходит замечательное средство – игра.
Дошкольники наиболее эффективно развиваются в игре и близких к ней по характеру формах деятельности. Деятельность ребенка всецело подчинена игровым и практическим мотивам.
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации учебного процесса. Как показал опыт работы программа под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» оптимально создает условия для интеллектуального, эмоционального развития детей. Является эффективным средством обучения детей шестого года жизни и решает такие задачи как: укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе и желания учиться.
Игра выступает не только как свободная деятельность, но и как метод обучения, как средство развития. Условия выполнения этих игр, прежде всего в том, что нужно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Ребенок должен чувствовать, что изучение азбуки, это интересное и увлекательное дело.
Занятие становится эффективным, если все его структурные этапы обыгрываются. Начиная с утреннего приветствия, использую такие фразы:
***
Здравствуйте ручки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки, пухленькие щечки – шлеп, шлеп, шлеп.
Здравствуйте зубки – цок, цок, цок.
Здравствуй носик – пи-и-и-п.
***
-Добрый день я вам сказала!
-Добрый день! (ответ детей) - сказали вы.
- Нас две ниточки связали доброты и теплоты (вместе).
***
Солнце просыпается, (руки вверх)
Сердце согревается, (руки к сердцу)
Просыпается земля (руки вниз и развести,
А с ней и я (руку на грудь).
Даю воспитательную установку:
***
«Солнышко лучистое мы твои лучи, быть людьми хорошими ты нас научи».
Чтобы к концу предшкольной подготовки все дети правильно произносили звуки родного языка. Для этого поддерживается интерес к звучащему слову через игру со звуками и рифмами, применяю артикуляционную разминку. Отрабатываю произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков. Для совершенствования интонационной выразительности речи, учу детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.
Артикуляционная разминка.
Чистоговорка (на доске картина повернута обратной стороной).
Да- да- да – в ручейке бежит вода
Ду- ду- ду – плывут гуси по пруду (поворачивается картина)
Де- де- де – прибегайте все ко мне.
***
Заводим «моторчик» (язык к верхним зубам).
Д – д – д – д – д – д – д – д – д – д.
Др – др – др – др – др – др – др – др.
р – р – р – р – р – р – р – р – р – р – р.
- Набираем воздух и хорошо выдыхаем.
р – р – р – р – р – р – р – р – р – р – р.
- Завели моторчик.
***
Упражнение «Злая собака». Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить долгий звук Р – Р – Р – Р- Р - Р
СА – СА – СА – на окне сидит оса.
су – су – су – прогоняем мы осу (дети машут руками)
сы – сы – сы – на окне уж нет осы (разводят руками)
***
Упражнение «Скачки». Цоканье языком в различном темпе
-. - -. - - -. - - -. - - -. - - -. - - -. - -. - -. - .
* Упражнение «Щечки». Набираем воздух в одну щеку, а затем перекатываем в другую и т. д.
***
Упражнение «Хор». Пропеть гласные буквы, предварительно выставив их на доске.
Эта малая часть упражнений применяемых на занятиях. Все они пользуются большим успехом у детей.
Развивать и совершенствовать фонематический слух детей помогает
Фонетическая зарядка.
***
-В лес прилетели жуки. ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж. Все дети жужжат, изображают летающих жуков.
- а теперь прилетели комары З – З – З – З – З – З – З – З – З.
- за ними маленькие комарики. зь – зь – зь – зь – зь - зь - зь.
***
Игра «Шарик». Дети встают в круг, взявшись за руки. Посмотрите, дети, шарик спущен (руки в центре) надо его надуть Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш –Ш руки расправляются, получается шар. Спустился шар Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш - быстро все дети собираются в центре.
Игра очень нравится детям, часто просят поиграть в шарик. Другой вариант с иголочкой. Один ребенок за кругом – иголочка. Бежит иголочка проткнула шарик – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш. водящий оказывается в центре, охваченный руками детей. Выбирается следующая иголочка.
***
Игра «Насос». Детям сообщается, спустилось колесо у машины. Возьмите все насосы (руки перед грудью в кулачках) качаем насос С-С-С-С-С-С-С-С-С.
Ежедневное применение артикуляционной разминки и фонематической зарядки помогает мне создать благоприятные условия для становления правильной речи у дошкольников.
Всем известно, что игра учит. Следовательно, это средство обучения.
По опыту своей работы могу сказать, в игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных, неигровых условиях, их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Например, подготовка к обучению грамоте – этот процесс сложен, особенно на начальном этапе. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия затрудняет усвоение знаний. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы создать условия для познавательной деятельности, но и сделать эти условия интересными и занимательными. Интересное дело, интересное занятие - способны «захватить» ребенка, и он с увлечением работает, весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Зная, что мышление дошкольника сохраняет наглядно-образный характер, поэтому использую соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. Для усвоения зрительного образа букв и умения печатать практикую следующее комментирование:
К – палочка ручка вверх, ножка вниз;
М – палочка, палочка и поздоровались палочки;
С – мышка съела сыр;
И – палочка, палочка и поясок наискосок;
Л – два карандашика наклонились друг к другу;
Р – буква умеет заводить моторчик;
Н – буква со скамеечкой (я на скамеечке сижу и песенку пою);
Т - столбик держит провода;
П – папина буква
Б – буква с кепочкой, бабушкина буква;
Ё – ёжик яблоки несёт;
Й – буква с улыбочкой.
Буква похожа на небуквенное изображение. В этой образной форме дети могут «схватывать» символические представления о буквах, что способствует быстрому и прочному её запоминанию. Такое комментирование позволяет создать условия для развития ассоциативной и зрительной памяти, воображения, наглядно-образного, интуитивного мышления, а уже на их основе будет складываться самостоятельное логическое мышление.
Так как моя образовательная деятельность с дошкольниками организована в школе, то мне хорошо известно одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха.
Чтобы создать условия для развития этих умений применяю дидактические игры с правилами.
***
Игра «Живые модели». Дети выступают в роли букв – звуков. Характеризуют себя (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой, если необходимо находят пару.
Для закрепления и повторения пройденного материала использую игру
***
«Разведчики», где соблюдаются все структурные элементы игры:
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, с использованием рисунков. Например: «Давайте представим, что вы разведчики, а я командир»
Игровая ситуация может разыгрываться со слов «Разведчики получите задание от командира». В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, пара).
Игровые задачи соединяются с учебными задачами, выступающие в замаскированном, неявном виде. Например «Разведчик, найди слово, определи, сколько в нем букв, назови гласные, раздели слово на слоги, поставь ударение». Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение детей.
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Игру можно проводить, если у дошкольников уже сформированы определенные умения.
Включая в занятия игры и игровые моменты, тем самым я создаю условия, чтобы процесс обучения был более занимательным и интересным. У детей возникает бодрое рабочее настроение, что облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.
***
Игра «Рыбка». Определить положение гласного звука в слове (в начале, в середине или в конце слова). Какой согласный звук слышите в начале или в конце слова.
Повторяя и закрепляя умение читать и писать печатными буквами,
***
предлагаю сыграть в игру «Волшебники». Детям надеваются колпачки, борода или накидка, дается волшебный мел. «Измени первоначальное слово на другое».
С о н я
а
е
Я представила лишь малую долю игровых упражнений при подготовке к обучению грамоте на занятиях «Учимся родному языку». В процессе своей деятельности пришла к выводу. В активной природе дошкольника игра расширяет интерес и знания, которые становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.