Ольга Моисеева
Игра как средство мотивации на занятиях лепкой с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«…в семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете» (Гинзбург И. Я.)
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» (И. П. Павлов).
Публикация «Игра как средство мотивации на занятиях лепкой с детьми» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Лепка — это один из видов изобразительного творчества, приобщение к которому, открывает перед ребенком практически неограниченные возможности развития. Написано немало работ и проведено экспериментов, доказывающих, что данное занятие развивает творческие способности, образное мышление, воспитывает художественный вкус и творческую познавательную активность не только у дошкольников, но и детей более старших возрастов.
Занятия на уроке лепкой способствует развитию мелкой моторики. Даже простое разминание кома глины, как видно из наблюдений за детьми, способно нейтрализовать проявления агрессии, успокоить, настроить на позитивный лад. «Общение» с глиной положительно влияет даже на нервных, тревожных детей. Важно, что занятия художественной керамикой, развивают ребенка эстетически и эмоционально, ребенок учится созидать по законам красоты.
Занятия с пластичными материалами, несут в себе позитивный заряд и в силу того, что маленькие (и более взрослые) мастера в любой момент творческой работы, при какой-либо неудаче, могут исправить свою ошибку. Лепка, в большей мере, чем другие виды продуктивной деятельности, способствует усвоению целого ряда представлений, например, математических, когда необходимо сделать определенное количество деталей в изделии или декоре керамического изделия, или, когда части фигуры или изделия должны сопоставляться по длине, ширине, отношению к целому.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Обучение художественному творчеству, формирование у учащихся представления о духовном, прекрасном и идеальном, оказывается неразрывно связано с развитием у детей нравственного и бережного отношения к окружающему миру и людям. Творчество выступает как некое универсальное средство для развития детской индивидуальности, так же как средство, способствующее адаптации в новых условиях жизни, средство для выхода из стрессовых ситуаций и приобретения навыков творческого отношения ко всему происходящему. По мнению Л. С. Выготского творческая деятельность помогает человеку быть существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации – эта проблема большинства умственно отсталых детей. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Однако, достигнутые в практике коррекционной работы успехи, доказывают важность и нужность проведения специализированной работы с этими детьми. И начинать проведение такой работы целесообразно с самого основного, а именно, с развития мелкой моторики руки и скоординированности движений, как основы для любой человеческой деятельности. Следует учесть, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей с выраженной умственной отсталостью являются занятия по лепке. Лепка является одновременно и обучающим, и развивающим методом. Она очень многообразна, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов, уже даже это (использование разных материалов для лепки) формирует у ребенка определенные знания относительно свойств различных материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению, всё это исследование физического мира, причём на уровне, наиболее доступном детям с выраженной умственной отсталостью.
Но обучение всегда связанно со множеством рутинных операций, которые не всегда понятны и совсем не интересны детям. На помощь педагогу могут прийти игровые технологии.
Игровая технология выстраивается как целостное образование и охватывает часть учебного процесса, объединенное общим содержанием и сюжетом. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие определенные умения и навыки. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – важная задача для каждого педагога.
Игровые приемы и ситуации, выступающие, как средство побуждения, стимулирующие учащихся к учебной деятельности на уроках, служат созданию игровой формы занятий.
Признак педагогической игры – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы и выделены, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Целевые ориентации педагогических игр:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в ней; развитие общих учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; контроль за стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В условиях обучения лепке, гончарному делу применение игровых приемов, методов бывает не просто целесообразно, но и необходимо, чтобы избежать утомления от рутинных, необходимых, но возможно не очень увлекательных действий. Переминание, перебивание глины для гончарного круга, обыгрывается в групповой игре «Похлопай-передай другому глиняный шар», «Похлопай глиняный шар, – перекати другому», «Похлопай – перекати из стороны в сторону (из правой руки в левую руку)» и т. п. При этом попутно решаем такие задачи, как: учить хватать большие предметы двумя руками (большой ком глины, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до игрового предмета, определять направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками. При этом происходит формирование трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения дальнейших рабочих операций; в процессе подобный действий воспитывается сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникативность. Игра способствует адаптации, помогает справиться со стрессом, учит общению, решает некоторые психотерапевтические задачи.
У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими детьми необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе (к письму, выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку. Дидактические игры способствуют развитию данных навыков. При этом, в помощь педагогу дополнительного образования могут идти игры, используемые в практике учителя-дефектолога, адаптированные для занятий в студии прикладного творчества, работы с пластическим материалом.
Кроме описанных игр, в студии, в процессе обучения применяются и такие. Примеры игровых уроков, которые используются на занятиях по лепке.
Два пирога
Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластическим материалом и его свойствами; учить детей приему отрывания больших кусков глины; формировать интерес к работе; развивать мелкую моторику.
Оборудование. Глина, доски для работы, влажная тряпочка.
Прием лепки. Отрывание.
Ход занятия. По возможности занятие совмещается с игрой. Дети пришли в гости. Но пирожок из глины один на двоих. Необходимо разделить его на две части. Для этого надо взять его руками с двух сторон, потянуть и разорвать! Теперь достанется всем – можно пить чай!
Делим булочку
Цель занятия. Знакомить детей с пластическим материалом и его свойствами; учить детей делить материал на части методом откручивания; формировать интерес к работе с глиной (пластилином, тестом и др.); развивать мелкую моторику.
Оборудование. Пластический материал, желательно светло-коричневого цвета;
Прием лепки. Откручивание. Возможно обыграть задание по аналогии с предыдущим. Показать детям, как можно разделить «булочку» руками методом откручивания. Показать, что куски должны быть равными по величине («чтобы никого не обидеть»). Затем предложить действовать самостоятельно. При необходимости продемонстрировать еще раз, возможно используя прием «рука в руке».
Таким же образом можно поделить «конфетку», «пирожок» и т. п. В следующий раз можно делить кусок пластилина на большее количество кусочков.
Покорми птичек.
Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластичными материалами - тестом, пластилином, глиной, учить детей отщипывать маленькие кусочки теста или пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластичными материалами, развивать мелкую моторику.
Оборудование. Пластичный материал, поднос или дощечка, влажная тряпочка, игрушечные птички.
Прием лепки. Отщипывание.
Ход занятия. Показать ребенку игрушечных птичек. Поиграть с ним в них : как птички прыгают, летают и т. п. Предложить ребенку покормить птичек крошками.
Раздать детям небольшие кусочки глины – это «хлебушек», показать, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки – это «крошки». Предложить воспитанникам отщипывать крошки и складывать на поднос (доску, «чтобы получилось много крошек». Обыграть результат – продемонстрировать, как птички клюют крошки, благодарят детей.
Литература:
1. Баряева Л. Б. Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Союз, 2001.
2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя. — М. : Просвещение, 1985.
3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Гном, 2015.
4. Кислинг Улла, Сенсорная интеграция в диалоге. – М. : Теревинф, 2018.
5. Лельчук А. М., Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества. – СПб. : Речь, 2011.
6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Цветной мир, 2019.
7. Лыкова И. А., Чудесные писанки. Наглядно-методическое пособие. – М. : Цветной мир, 2014.
8. Лыкова И. А., Цветные ладошки, М. : Цветной мир, 2019.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – АСТ, 2005.
10. Сивка-бурка. Мастер-классы для детей и взрослых. – М. : Цветной мир, 2014.
11. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2013.
12. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя-дефектолога. –М. : Владос, 2016.
13. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Владос, 2016.
14. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Владос, 2016.