Папки-передвижки

Игра как способ психического развития дошкольника

Оксана Занина
Игра как способ психического развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она

оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются

психические качества и личностные особенности ребенка. В игре

складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают

самостоятельное значение.

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Так,

Л. С. Выготский в своих трудах указывает, что игра – это самостоятельная деятельность ребенка, однако необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Суть игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия.

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности, который

направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно

подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал:

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у

взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во

многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит,

прежде всего, в игре».

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться

произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети

сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель

выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры

требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую

ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок

не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая

ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется

сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений

ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства

мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их

будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что

через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,

которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней

приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для

установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование,

конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с

игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как

игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в

соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном

возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от

влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная

деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение

вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник

начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой

игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок

незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая

ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного

уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со

сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся

полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют

по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными

ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей

формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней

преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

Игра переводит мышление ребенка на новую, более высокую ступень

«децентрированного» мышления, преодолевая познавательный эгоцентризм.

В игре формируется способность к абстрактному мышлению, обобщению и

категоризации благодаря тому, что игровые действия ребенка абстрагируются

от конкретной предметной ситуации и приобретают свернутый, обобщенный

характер. От развернутых действий к умственным действиям, их оречевлению

и умозаключениям — таков путь формирования абстрактного мышления в

игре.

В игре формируется самосознание ребенка — способность к

идентификации через отождествление себя с образом или ролью в образной

или сюжетно-ролевой игре, с другими участниками игры в игре с правилами

или с другими персонажами или со зрителями в режиссерской игре. Эта

способность к идентификации является источником обобщения переживаний

у детей 7 лет. Идентификация обеспечивает также формирование

межличностной децентрации и произвольности. В этом смысле Л. С.

Выготский говорил о том, что «ребенок учится в игре своему «Я». От

отождествления себя с другим ребенок в игре переходит к отделению себя от

другого. Через игровую позицию (роль) формируется личная позиция,

возможность увидеть себя с позиции другого, стремление занять другую

позицию, мотивация к достижениям.

На любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует

интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как способ психического развития дошкольника
Опубликовано: 26 января 2025 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как способ психического развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Занина (УИ 1157461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД