Лучший педагог года

Игра-инсценировка «Жизнь и быт донских казаков» (3 фото)

Татьяна Магура
Игра-инсценировка «Жизнь и быт донских казаков»

Цель: Познакомить детей с жизнью и бытом донских казаков; расширить представления о казачьем крае, казачьих обычаях, обрядах; воспитывать интерес к историческому прошлому своих предков – донских казаках, обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: бабаня, батяня, дудуля, маманя, баз, бакша, балык, банить, бредень, колыска, взвар, подзов, зась, зарас, ноне, повечерять, щерба.

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихов донских писателей

Публикация «Игра-инсценировка „Жизнь и быт донских казаков“» размещена в разделах

(М. Шолохова, В. Закруткина, Б. Куликова.); заучивание песен, стихов, поговорок, пословиц донских авторов, рассматривание иллюстраций, занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд) на казачью тематику, экскурсии в казачье правление, краеведческий музей, по улицам города (к куреню, встречи с ветеранами – казаками, совместные беседы.

Действие происходит на казачьем подворье ДОУ и в курене.

Участники игры: дети подготовительной группы, одетые в казачьи костюмы Бабаня Ульяна Дедуня Матвей Маманя Аксинья Батяня Алексей Старшая дочь Пелагея Младшая дочь Дарья Подружка Настена Старший сын Прохор Младший сын Гришатка Кума, соседка Лукерья Кум, сосед Игнат Станичники – казаки, казачки.

Ход ИГРЫ – ИНСЦЕНИРОВКИ.

Сцена 1.(Бабаня, старшая дочь, младшая дочь)

Оборудование: веник, прялка, моток шерсти, подзор, крючок.

Ведущая — (стоит у куреня). Раннее утро в казачьей семье. Все члены семьи просыпались на утренней заре, каждый знал заранее свои обязанности по хозяйству и старался поскорее управится с ними. В казачьей семье девочкам с рождения внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – крепкая семья и честно заработанный достаток. Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы, вышивали, шили, вязали на спицах и крючком. Была и особенная работа – нянчить младший. Пятилетних девочек уже в няньки «в люди» отдавали. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку, поэтому в ней старались развивать такие качества, как женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Близкие волновались и молились о её счастье.

Выходит бабаня Ульяна: – Пелагея, иди на баз и отгони скотину в стадо, Дарья подмети двор, а ты Настёна слышишь дитё кричит, иди колыску покачай.

Дарья метёт двор возле куреня, бабушка Ульяна прядёт шерсть, Настёна поё т колыбельную: — Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай. Белобока не скули, Нашу детку не буди.

( Входит Дарья: кормит курицу, поливает цветы, вытирает пыль.)

Бабушка:– Садись Дарья, Настёна, Полюшка рядом, берите вязать подзор – готовьте себе приданное. Придёт жених в дом, увидит вязанный подзор – сразу узнает какая вы хозяйка.

Сцена 2. Казачий двор. Оборудование: пила, дрова, бревно, крынка, катламы, баклача, косы, топор.

Ведущая – Мальчика – казачонка воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но крёстный, атаман или старики следили, чтоб мальчику и играть позволяли, но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С семилетнего возраста на казачонка оставляли хозяйство, дом, женщин и просили «доглядать». К десяти годам мальчик уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. Как правило, с пяти – семилетнего возраста отцы забирали сыновей в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто на войну. В этом возрасте мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами: мог запрячь, и поставить в конюшню, боронил, сгребал сено, выполнял мужские обязанности по дому.

Отец с дедом пилят дрова. Выходит мать несёт крынку с молоком и катломы. Ставит всё это на стол и говорит:— Вот молоко и катломы на столе. Завтракайте, сумку я вам на бакшу собрала.

Выходит Дарья говорит:— Папаня, возьми баклаку с квасом в погребке

Дед берёт косу и точит её. Мимо плетня проходит сосед Игнат

— Побыстрей сбирайтесь, а то солнце взойдёт, будет жарко.

Дед и отец берут косы и уходят.

Мать подходит к плите, заглядывает и говорит:— Прохор, Гришатка кизеки прогорели, наколите дров, а то отец на бахчу собрался.

Сцена 3. Оборудование: топор, дрова, бредень, удочки.

Прохор и Гришатка рубят дрова и подносят к печи дрова

— Прохор – Гриня, проверь бредень и пойдём леща ловить.

Григорий проверяет, находит дыру и говорит: – Дедуня Матвей вчерась не починил, давай возьмём удочки.

Прохор и Григорий берут удочки и уходят.

Сцена 4. Оборудование: 2 коромысла, 4 ведра, корзина с бельём, рубель

Соседка с коромыслом подходит к плетню и говорит:— Матвеевна, проводила своих, пошли огороды поливать.

Мать берёт коромысла и вёдра, кричит:-Дарья!

(выходит Дарья по балясине.) — Я здесь, маманя! — Дарья, бери бельё, иди на Дон банить. — Зарась, только рубель возьму.

Ведущая – взрослые и старшие дети разошлись по делам, дома осталась бабушка Ульяна и младшие дети.

Сцена 5. Оборудование: рыба, нож, чашка с каймаком, деревянные ложки.

Мать суетится у плиты. Пришли с рыбалки старшие мальчики, принесли рыбу, зовут бабушку:— Бабаня, возьми рыбу на щербу!

Подходит бабушка.

— Добрая рыба, хорошая Щерба будет. Пойду почищу. А вы идите, трошки в холодочке посидите, да кваску попейте.

(рыбу чистит, готовит уху)

Бабушка сварила уху. Вернулись взрослые мужчины с бахчи и сенокоса, старшие девушки вернулись с Дона после полоскания белья.

Мать:— Вся семья в сборе. Садитесь вечерять.

(все усаживаются за общим столом)

После ужина. Взрослые садятся заниматься своим делом. Отец ремонтирует сетку, дед ушел отдыхать. Мама вяжет, бабушка укладывает детей, рассказывает сказки.

Подружка:— Дарья пойдешь на улицу.

Дарья:— Маманя, батя можно мне на улицу с подружками.

Отец:— Ступай, коли охота. Не устала поди?

Дарья:— Нет я побегла. (накидывает на плечи цветастый платок перед зеркалом)

Мимо плетня идут парни и девчата на улицу. (поют песни).

Даша идет с ними

Воспитатель:Вечерами молодежь собиралась на посиделки, играли песни, водили хороводы. А утром снова начинался рабочий день в казачьей семье

Игра-инсценировка «Жизнь и быт донских казаков»
Фото «Жизнь и быт донских казаков»
Игра-инсценировка - фото
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группеФизкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе Цель: Обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского растущего организма через народные подвижные игры; воспитание любви.

Игра-инсценировка «Айболит на Новый год»Игра-инсценировка «Айболит на Новый год» Ярким событием недели в нашей группе стала игра – инсценировка «Айболит на новый лад!» по мотивам прочитанной сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группеИгра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать.

Игра-инсценировка по сказке «Репка»Игра-инсценировка по сказке «Репка» Игра-инсценировка по сказке «Репка». Сказка это древнейший жанр народного творчества. Сказка учит человека жить, вдохновляет, вселяет оптимизм,.

Игра-инсценировка по сказке «Репка» для детей раннего возрастаИгра-инсценировка по сказке «Репка» для детей раннего возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Формировать умение.

Игра-инсценировка по сказке «Теремок» для детей раннего возрастаИгра-инсценировка по сказке «Теремок» для детей раннего возраста Цель : Формировать умение рассказывать сказки, имитировать движения животных. Задачи: 1. Развивать творческие способности через театральную.

Игра-инсценировка «Рукавичка» (фотоотчет)Игра-инсценировка «Рукавичка» (фотоотчет) Среди воспитанников средних групп 26 января прошёл фестиваль русской народной сказки "Сказка ложь,да в ней намек"., в котором приняли.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-инсценировка «Жизнь и быт донских казаков»
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 22:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-инсценировка «Жизнь и быт донских казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Магура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД