Татьяна Колбасеева
Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого продолжает формироваться здоровье ребенка. Все, что приобретено ребенком в детстве, это его потенциал к полноценной жизни. Важно донести до молодых родителей и привить самому ребенку ценность здорового образа жизни, чтобы сохранить здоровье малыша. Здоровый образ жизни- стильжизни, начиная со соблюдения комфортно-психологического режима дня, продолжая полезным, сбалансированным питанием, и оканчивая адекватным поведением в различных жизненных ситуациях.
Публикация «Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление здоровьядетей в процессе воспитания и обучения. Воспитатель и семья призваны вдошкольном детстве, заложить основыздорового образа жизни, используя различные технологии воспитания.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является - игра. Именно с помощью игры необходимо создать условия, в которых любая деятельность ребенка будет носитьоздоровительно-педагогическую ценность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей кздоровому образу жизни,формированиюнавыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своегоздоровья.
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от его осознания этого понятия.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как и каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режимные моменты, игру, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку
основы культурно-гигиенических навыков
элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности
понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие
- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.
Так, как в детском возрасте игра является основным видом деятельности, можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-тренинги, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры. Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения в форму игры известно на протяжении многих веков.
Игра — это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.
В игре созданы условия не только для воспитания, но и для самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.
В игре ребенок не только обучается, но и развивается. Игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.
Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».
В своей работе я сделала акценты на игровом пространстве, окружающем детей и работе с родителями. Забегая вперед, хочу сказать, что, опираясь на результат опыта со своей группой, считаю, методы работывыбраны, верно. Посещаемость моей группы постоянно растет, воспитанники заходят каждое утро в группу с радостью.
Ритуалы приветствия, в игровой форме, пробуждают положительные эмоции.
Проводимигровую утреннюю зарядку, под ритмичную весёлую музыку.
Подобран комплекс игр и приспособлений для дыхательной гимнастики.
Построение на переход из группы в зал для физкультуры, музыки или на улицу не занимает времени, потому как это тоже игра и этой игре дети идут организовано и тихо по коридорам, выполняя свои роли и сохраняя своё здоровье и здоровье друзей.
Занятие НОД проходит обязательно в игровой форме с «гостями» из игрушечного мира, которые вовлекают детей в мир познания и развития их способностей.
Минутки расслабления под стихотворные игры, необходимы для снятия напряжения с глаз, рук.
Малоподвижные игры дают возможность детям реализовать потребность в движении, выплеснуть накопившуюся энергию здоровье сберегающим способом.
Сюжетно-ролевые, театральные и режиссёрские игры наполняют детскую картину мира ценной информацией об окружающей их действительности, для правильного и адекватного поведения в реальной жизни, чтобы здоровье не только сохранились, но и укрепилось.
Подвижные игры на улице непосредственно развивают физическое здоровье детей. И влекут вторичные важнейшие свойства самооценки и самоуверенности в своих физических возможностях.
В работе с родителями я выстроила дружеские отношения, удостоилась их уважения и полного доверия. Поэтому мне стало легко вовлекать их в игровые формы общения и прививать игры в общение между родителем и ребенком вне сада. Когда они идут в сад или дома.
Игры, направленные на усвоение правил безопасного поведения, как дома, так и на улице.
Игры, направленные на усвоение гигиенических норм и правил здоровье сбережения и формирование здорового образа жизни.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.