МААМ-картинки

Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников

Людмила Рыжкова
Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Игры-драматизации – одна из основных форм деятельности дошкольника. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети очень любят перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок.

Публикация «Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Игры-драматизации пользуются у детей большим успехом. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек. Дети с удовольствием включаются в игру. Им нравится надевать маски, костюмы. Малыши радуются, когда радуются персонажи, грустят вместе с ними, грустят над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, стихотворении, потешки. Эта дружба, доброта, отзывчивость. В этом виде игры ребёнку открывается сложнейший мир взаимоотношений между героями. Сказочные герои становятся для детей любимыми. Подражая им, дети присваивают положительные качества.

Чаще всего основой игр – драматизаций у дошкольников являются сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка». В этих сказках образы героев очерчены наиболее ярко. Но с помощью настольного театра,или кукол бибабо, или даже просто масок можно разыграть не только сказки, но и стихи, потешки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов (например, в более старшем возрасте.).

Разыгрывая какую – либо сценку, наши малыши учатся положительным взаимоотношениям, что также является составляющей нравственного поведения.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания Проблема нравственного воспитания существовала всегда и актуальна по сегодняшний день. Социально- нравственному развитию дошкольника на ряду с другими видами деятельности способствует игра – драматизация, которую можно включать в занятия, например, после чтения сказки. Она способствует формированию сочувствия, сопереживания. отзывчивости, доброты, смелости, честности и т. д.

В дошкольном возрасте особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является правильный выбор средств и методов работы с детьми. На мой взгляд, эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Я считаю, что в дошкольном возрасте очень важно читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации, т. к. они имеют особую роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сопереживание и т. д.

Для того, чтобы помочь ребятам понять эти переживания, более широко раскрыть образы героев, перед игрой – драматизацией я провожу следующую работу:

1) чтение сказки;

2) беседа о героях сказки;

3) повторное чтение текста;

4) беседа по картинкам ;

5) пересказ фрагментов сказки;

6) запись пересказа сказки от лица героя (во 2-й младшей группе);

7) игра-спектакль по сказке.

Разыгрывание ролей детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Но наряду с положительными героями, дети могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.

Произведения для игры – драматизации (для достижения желаемого результата) я выбираю по следующим принципам:

– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие («Колобок»);

– эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей («Заюшкина избушка»);

– повторы в тексте («Три медведя»);

- увлекательный сюжет;

– богатый и яркий иллюстративный материал.

В своей группе с целью изучения представлений о нравственных ценностях я провожу следующую работу. Детям читаю сказку, а затем провожу беседу с целью выявления понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности. Например, сказка «Заюшкина избушка».

Я задала детям следующие вопросы:

1. Какая у зайца была избушка?

2. Какая избушка у лисы?

3. Как лиса перехитрила зайца?

4. Кто хотел помочь зайцу?

5. Кто помог зайцу?

6. Почему не все смогли помочь зайцу?

7. Каким оказался петух?

8. Какой оказалась лиса?

9. Как бы ты поступил, если бы кому-то нужна была твоя помощь?

В ходе беседы многие ребята правильно отвечали на вопросы, что означает правильное понимание сказки и понимание таких качеств, как смелость, трусость, хитрость, доброта. Они говорили, что лиса хитрая, петух смелый, зайчик бедный (детям было его жалко, остальные герои трусливые, потому и не смогли помочь зайцу.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если кому – то нужна была твоя помощь?», все ребята ответили, что они бы помогли. Таким образом, можно отметить, что ребята понимают смысл сказки с точки зрения нравственных качеств, таких как доброта, взаимопомощь, взаимовыручка.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети успешно вживаются роль, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности также проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет большое значение в развитии ребенка.

Публикации по теме:

Хобби пригодилось в работе — шапочки театрализованных игрХобби пригодилось в работе — шапочки театрализованных игр Хобби пригодилось в работе. Очень люблю вязать. Мое увлечение пригодилось в работе. Хочу показать вам, как мои вязаные шапочки пригодились.

Театр и дети Вся жизнь ребёнка насыщена игрой и конечно каждый хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 20:08
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рыжкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД