Елена Васильевна Алексеева
Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети обладают уровнем конкретного, образного, наглядного мышления. К абстрактным понятиям они переходят гораздо позже. Поэтому, чем живее, ярче, образнее, эмоциональнее будет выстроено взаимодействие, чем сильнее воспитатель будет сориентирован в чувствах и интересах своих воспитанников, тем успешнее будет проходить весь воспитательно-образовательный процесс. Наиболее полно, на наш взгляд, в этом может помочь метод драматизации. Уже в XVII веке к идее драматизации обращался великий педагог Я. А. Коменский, используя название «дидактический театр». В России также использовались разные средства театральной педагогики. В частности, Л. С. Выготский подчеркивал значимость элементов драматизации, присутствующих в играх детей : «Игра-драматизация дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества». В толковом словаре С. И. Ожегова термин «драматизация» объясняется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы».
Публикация «Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Современная педагогика рассматривает драматизацию и как часть игровой технологии, и как презентацию – форму отчета о проделанной работе в проектной деятельности, и как отдельную, самостоятельную технологию. Драматизация многофункциональна: она помогает развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует развитию познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств. Но главное предназначение драматизации – создание коммуникативной среды (реальной или условной, которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетенции дошкольников. В процессе любой непосредственной образовательной деятельности с использованием драматизации необходим «конфликт», постановка проблемы занятия, при этом интерес детей поддерживается начальной интригой. Воспитатель становится помощником детей в поиске решения проблемы, а сам ребенок вступает в различные виды взаимодействия: «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-группа», «ребёнок-воспитатель» и учится не только говорить самостоятельно, но и слышать, а затем анализировать точку зрения всех участников диалога. Наиболее активно драматизация может быть использована на занятиях по развитию речи, художественно-эстетическому развитию, но и на занятиях, например, по математике термины и понятия будут легче запоминаться в образной системе с использованием яркой, эмоциональной речи.
Форма драматизации зависит от разных аспектов: во-первых, ориентируясь на количество участников, можно говорить об индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности; во-вторых, само драматическое общение может строиться в форме монолога, диалога, полилога. И, наконец, по степени включенности творческой составляющей в коммуникацию детей выделяются такие ее виды, как имитация, инсценировка, ролевая игра. Имитация меньше всего связана с творческим процессом, но именно она позволяет отработать правильную артикуляцию, четкое произношение различных звуков, найти верную интонацию, то есть овладеть определенными единицами речи, необходимыми для непосредственного общения. Инсценировка относится к более сложному виду драматической деятельности. Кроме чёткого воспроизведения текста, она предполагает наличие невербальных средств общения (позы, мимики, жестов). Слуховые образы на данном этапе дети могут сравнить со зрительными, однако инсценировка требует соотнесенности с замыслом автора и ограничивает участников драматического действия рамками содержания произведения. Ролевая игра в большей степени связана с импровизацией. Включение в заданную ситуацию, исполнение роли требует от ребенка не только следования определенным правилам, но и дает ему определенную свободу выбора, развивает воображение и креативность. Игры-драматизации помогают дошкольникам пополнять словарный запас, делают их речь более нормированной, грамотной, четкой. В процессе данной работы претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации : ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.). Прием драматизации развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь дошкольников, помогает детям перенести полученные знания в реальные действия, вместе с героями «обыграть» и «прожить» многие эпизоды и ситуации, заставляет включаться в коллективное обсуждение и приходить к общему решению.