Алсу Шиафетдинова
Игра — что может быть интересней и значимей для ребенка?
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он
будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.
- Игра – это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. Вся жизнь ребёнка – это игра.
- Игра учит изобретательности, потому что дает малышу возможность проявить фантазию.
Публикация «Игра — что может быть интересней и значимей для ребенка?» размещена в разделах
- Игра является проекцией субъективного мира ребенка на внешний мир, она дает ему особое ощущение всесилия и свободы.
- Игра доставляет удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка.
(квест -ира)
"Игра как деятельность ребенка
развивается по своим законам"(А. П. Усова)
1. Ребенок играет потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет.
2. Игра характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата.
3. Игра развивается и меняет формы по мере развития.
В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка : концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения. Раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее.
В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Он должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре.
Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т. п.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения, умение управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.
Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнером по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента - и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии.
Учимся играть дома. Задумывались ли вы, что дает игра ребенку?
Помните, во что вы играли в своем детстве? Вспомните, во что играет ваш ребенок, какие для этого используются предметы. Вы, наверное, сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности — верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам — настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другой вид деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющем в больницу : «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать!», или напомните «водителю», что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомиться с ней, размышляя над увиденным. Если Ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. А еще очень важно обучать ребенка способам игрового отображения действительности. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они принимают в игре. Если Вы будете играть вместе, то несомненно у ребенка разовьется игровая деятельность. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка. Можно формировать у ребенка игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел.
Играйте со своими детьми
Играя вместе с ребенком родители должны отслеживать собственные действия и слова.
• Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера придает ребенку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
• Если ребенок привык играть в собственном игровом уголке, то время от времени ему следует разрешать играть в другом месте - там, где новая обстановка, где все интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
• Дети очень радуются минутам, подаренным им родителями в игре.
• Чем больше выпадает приятных минут в обществе близких ребенку людей, тем лучше взаимоотношения, больше общих интересов, любви между ними.