Галина Дягилева
Консультация «Идем в детский сад или адаптация на отлично»
▼ Скачать + Заказать документы
Дягилева Г. А., Германова Н. Н., Троц Е. А.
Идем в детский сад или Адаптация на отлично
С поступлением ребёнка в детское учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на него одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Публикация «Консультация „Идем в детский сад или адаптация на отлично“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспосабливаться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому мы должны создать такие условия в ДОУ, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Создать благоприятные условия социальной адаптации детей и их родителей к условиям детского сада - наша главная задача в адаптационный период.
Из опыта работы с детьми раннего возраста, мы пришли к выводу, что работу с семьёй нужно начинать до поступления ребёнка в детский сад. Это поможет сформировать положительный настрой детей и родителей, снизить эмоциональное напряжение и тревогу, просветить родителей по вопросам подготовки к посещению детского дошкольного учреждения.
Для первоначального знакомства создаём банк данных о будущих воспитанниках. Проводим родительское собрание «Ребёнок идёт в детский сад», в процессе которого знакомимся с родителями. Педагог –психолог проводит индивидуальные беседы с родителями.
Вовлечение детей и родителей в свободную игровую деятельность способствует накоплению опыта общения с детьми и взрослыми. Для этого родителям предлагаем играть вместе с детьми на прогулке и в групповой комнате.
Дать положительный заряд и обеспечить комфортное состояние детей в адаптационный период помогают игровые моменты, в которых используются произведения устного народного творчества (потешки, пестушки, песенки).Фольклорные игры проводятся постоянно при первых посещениях для установления контакта с детьми, при знакомстве с воспитателем:
-Я по комнате хожу, без ребяток я грущу,
Пусть скорее прибегут и со мной играть пойдут.
«Уговорушки» для новичков:
-Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
При проведении режимных моментов: кормление
-Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок
Самому ли есть, либо Бореньке отнесть
Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.
При засыпании:
Баю, баю, байки прилетели чайки
Стали крыльями махать, наших деток усыплять.
Пора вставать:
-А, проснулись? Улыбнулись?
Здравствуйте!
При одевании на прогулку:
-Вот сапожки, если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки.
Завяжи потуже шарф,будем делать снежный шар
Я шар покачу, гулять хочу.
В работе с детьми в адаптационный период применяем педагогические технологии: игровая: дидактические, хороводные, театрализованные, игры-забавы. игры-потешки (дети учатся действовать с предметами, развивают речь);
Здоровьесберегающая: совместно с медицинскими работниками проводим профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья детей., что позволяет наблюдать снижение заболеваемости детей в период адаптации;
ИКТ: при работе с интерактивной доской развивается мышление, память, речь, мелкая моторика детей;
художественно-творческая: ведём кружковую работу по методике О. Сахаровой «Каляки-маляки» (дети осваивают нетрадиционные способы рисования, развиваются их творческие способности);
проектная: приобщение к народной культуре через фольклор, разработали проект «Чудесный мир народного творчества».
Использование технологий в адаптационный период способствует установлению контакта со взрослыми и сверстниками, даёт детям положительный эмоциональный заряд.
Адаптационный период труден не только для детей, но и для родителей. Основные сложности - эмоциональная нестабильность ребёнка и собственная тревожность. Наша задача – обеспечить психолого-педагогическую поддержку. Вместе с педагогом-психологом и социальным педагогом проводим практические занятия, на которых родителям представляется информация о возрастных особенностях детей, о поддержке ребёнка в адаптационный период. Практическими упражнениями родители имеют возможность снять эмоциональное напряжение, поразмышлять над проблемами, и радостями, связанными с воспитанием ребёнка раннего возраста.
Упражнение «Давайте познакомимся»- знакомятся, создаётся доброжелательная атмосфера.
Игры «Кто я?», «Возвращение в своё детство»- учатся анализировать детское восприятие.
Упражнение «Трудности с детьми раннего возраста» - учатся снимать напряжение.
Информационная справка «Родителям о темпераменте ребёнка»- расширяется представление об особенностях проявления темперамента в раннем возрасте.
Игровой массаж «Паучок»- обучение приёмам игрового взаимодействия.
Упражнение «Какой он мой ребёнок» -активизируется взаимодействие в системе «мать-ребёнок».
Таким образом, взаимное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов, использование в работе разнообразных форм, методов помогает успешной адаптации детей к детскому саду.
Библиографический список
1. Белкина Л. В. Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004.
2. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ. Творческий центр «Сфера» Москва,2011.
3. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. М., 2002.
4. Севостьянова Е. О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. М., 2007.