Кристина Григорьян
Методика работы с детьми по формированию знаний о диких животных
▼ Скачать + Заказать документы
ИДЕИ ДЛЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ И АКТИВНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДЕТЯМ ИЗУЧИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Григорьян Кристина Валерьевна - воспитатель
АНО СОШ имени И. П. Светловой Детский сад "Светлячок"
д. Дарьино, Московская область
Аннотация. Изучение мира диких животных в детском саду – это увлекательный и важный этап в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Вовлекая малышей в игры и активности, можно не только познакомить их с животными, но и научить их запоминать важную информацию о характерных особенностях различных видов, их среде обитания, питании и повадках. В статье предложены различные идеи для игровых занятий, направленных на развитие познавательных способностей детей через активные и интересные формы работы. Рассмотрены методы, которые позволяют детям глубже осознавать и запоминать информацию о диких животных через творчество, движение и взаимодействие.
Ключевые слова: дикие животные, игровые занятия, дети, активные игры, познавательное развитие, методики, воспитатель, дошкольное образование.
Знания о животных — важная часть общего познавательного развития ребенка. Важно не только передать информацию, но и сделать это так, чтобы она легко запоминалась и оставалась с ребенком на долгие годы. Одним из лучших способов обучения дошкольников является использование игры. Игры не только развлекают, но и стимулируют внимание, воображение, а также способствуют лучшему усвоению знаний. В процессе игры дети учат не только названия животных, но и их особенности, характерные звуки, способы передвижения и поведение. Важность таких знаний невозможно переоценить, ведь они формируют у ребенка понимание окружающего мира и помогают развить эмпатию к живым существам.
Применение игровых форм обучения в воспитательной практике особенно актуально в контексте изучения диких животных. Для этого можно использовать различные методы, начиная от движений и ролевых игр и заканчивая творческими занятиями, например, лепкой или рисованием. Задача воспитателя — создать такие условия, которые сделают процесс обучения увлекательным и одновременно эффективным.
Для того чтобы дети запомнили информацию о животных, важно погружать их в игровую атмосферу, где они могут не только услышать, но и активно почувствовать, каким образом те или иные животные двигаются, что они едят и как ведут себя в природе. Одним из простых, но эффективных методов является использование ролевых игр, в которых дети становятся теми или иными животными.
Например, дети могут быть разделены на группы, и каждая группа представляет собой определенный вид животных, например, диких кошек, медведей или слонов. В роли этих животных дети выполняют различные движения: кошки — мягко и грациозно, медведи — топают, как большие и тяжелые, слоны — медленно двигаются, поднимая «длинные» носы. В процессе такой игры дети не только осваивают характерные особенности этих животных, но и физически развивают координацию движений.
Еще один интересный вариант — это «звуковая охота». В этом упражнении дети могут закрыть глаза и слушать различные звуки животных. Затем, по звучанию, они должны угадать, какое животное их издает. Это занятие развивает внимание, память и восприятие. В процессе игры можно подробно объяснить, почему у того или иного животного такой звук: например, как рычит лев или как звенит свист мыши.
Дети могут также разыгрывать сценки на тему того, как дикие животные ведут свою повседневную жизнь. Это могут быть «сцены охоты», «кормление» или «перемещение через джунгли». Такие ролевые игры не только увлекательны, но и дают детям возможность проникнуться в мир животных, понять, как они взаимодействуют с окружающей природой.
Чтобы информация о животных закреплялась в памяти детей, можно проводить игры, направленные на закрепление знаний о том, где эти животные живут и что характерно для их среды обитания. Например, можно создать на занятии «животных по домам»: вырезанные картинки животных вешаются на стену, а дети должны разместить их в соответствующие уголки, в зависимости от того, где эти животные живут. Например, медведь — в лесу, слон — в саванне, а пингвин — на севере. В процессе игры дети изучают не только животных, но и их привычки, что способствует их лучшему запоминанию.
Можно использовать и другие виды карточек, на которых изображены не только сами животные, но и элементы их среды обитания. Задание заключается в том, чтобы найти соответствующие картинки и правильно их скомбинировать. Это помогает детям понять, какие условия необходимы для существования различных видов животных.
Творческие задания — это прекрасный способ закрепить полученные знания о животных. Особенно полезными являются задания на рисование или лепку, которые можно использовать для закрепления информации о внешнем виде животных. Рисуя, дети учат особенности окраса, форм тела и размеров различных животных. Например, можно предложить детям нарисовать медведя, который выходит из зимней спячки, или слона с длинным хоботом, который идет по саванне. В процессе рисования дети не только изучают особенности животных, но и развивают свои творческие способности.
Также хорошим методом является лепка из пластилина. Лепя своих любимых животных, дети учат их основные черты и запоминают их повадки и особенности. Для этого можно предложить детям вылепить, например, морду тигра или голову обезьяны, стараясь передать основные черты животных.
Для того чтобы информация о животных была разнообразной и многогранной, полезно включать в занятия книги и мультфильмы о диких животных. После прочтения книги можно провести обсуждение: кто был главным героем, какие животные встретились в истории, какие особенности этих животных были описаны. Важно, чтобы дети могли не только слушать, но и участвовать в обсуждении, задавая вопросы, высказывая свои мнения и делая выводы.
Мультфильмы также являются эффективным инструментом, поскольку они визуализируют информацию, делая её более доступной и понятной для детей. После просмотра мультфильма можно предложить детям выполнить творческое задание, например, нарисовать картину по мотивам фильма или разыграть сценку.
Изучение диких животных — это увлекательное и познавательное занятие для детей дошкольного возраста. Использование разнообразных игр и активностей помогает не только передать знания о мире животных, но и развить у детей воображение, внимание, память и творческие способности. Важно, чтобы каждый элемент занятия был направлен на активное участие детей, позволяя им не только узнать информацию, но и пережить её через игру, движение и творчество. Это делает процесс обучения не только эффективным, но и радостным, а также способствует формированию у детей более глубокого понимания окружающего мира.
Список литературы
1. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно — методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — М. : Прометей, 2013. — 254 с.
2. Зебзеева В. О. формах и методах экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 45-49.
3. Силаева, О. М. Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 28-32.