МААМ-картинки

Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых

Савельева Наталья Борисовна
Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы

Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников

с трудом взрослых.

Савельева Н. Б.

Аннотация: в данной статье изложены проблемы трудового воспитания. Раскрыта значимость метода проекта, как реализация проблемы в ознакомление дошкольников с трудом взрослых.

Ключевые слова: проект, метод проекта, проблематизация, целеполагание, планирование, реализация.

Публикация «Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых» размещена в разделах

Успех в современном мире во многом определяется способностью организовать свою жизнь, как проект : определить дальнюю или ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его определить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые, как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления у детей с помощью особого вида деятельности – проектной деятельности.

Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков детей, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели осуществляется через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом.

Развитие проектирования в дошкольном детстве очень важно. Одним из основных видов детской деятельности является труд. Буре Р. С., занимаясь проблемой трудового воспитания, говорит:

«Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей».

Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

В труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания дошкольников.

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального

окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.

Выражая полное согласие с вышеизложенным, перейдём к этапам проекта.

Первым этапом работы над проектом является - проблематизация. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление её преодолеть.

Второй этап проекта – целеполагание. На этом этапе проблема приобретает образ желаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Третий важнейший этап работы над проектом - планирование в результате которого ясные очертания приобретает не только цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель можно приступить к работе.

Следующий этап проектного цикла – реализация имеющегося плана.

По завершению работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом. Это есть этап осмысления, анализа, оценки своих достижений, чувств, эмоций, возникших в ходе и окончании работы.

Завершающий этап – самооценка, рефлексия.

Проанализировав основные задачи воспитания старшего дошкольного возраста, которые ставит перед нами ФГОС. Труд, как самостоятельная область развития детей перестаёт существовать, в отличие от ФГТ. Он является составляющей блоком в социально-коммуникативного развития, где основные ориентиры предусматривают адаптацию детей в социуме путём общения, познания норм, традиций, определённых целей.

В связи с этим возникают трудности в более подробном планировании ознакомления с трудом взрослых.

Стихийность и эпизодичность трудовой деятельности.

Труд теряет cвою ценность.

Труд не развивается, как деятельность.

Недостаточное количество выпускаемой современной методической литературы.

Меняется отношение родителей к трудовому воспитанию детей.

Требования сан- пина не позволяют широко масштабно привлекать детей к труду взрослых.

Потеря ценностей в обществе.

А. С. Макаренко говорил»Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательской работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Я разработала проект «От зёрнышка до стола». Толчком к началу проекта послужил, испечённый к празднику Алёшей М. с его мамой хлеб в домашней хлебопечи. Это вызвало большое удивление и любопытство у детей.

На 1 этапе проектной деятельности создавались условия для побуждения детей к постановке проблемы, вопроса, который он сам придумал и озвучил. Обращалось внимание на то, чтобы проблема, лежала в основе, была чёткой, чтобы в дальнейшем ребёнок имел объективную возможность её разрешить. В ходе бесед рассказов и рассуждений у ребят возникло желание познать путь хлеба до стола. Совместно с родителями был составлен альбом о профессиях, принимающих непосредственное участие в посадке, выращивание и переработке зерна. Была осуществлена экскурсия в производственный цех, по изготовлению хлеба.

Так была осознана проблема, поставлена цель проекта, дети оценили реальность поставленных задач.

Побуждением к действию стал 2 этап – творческий. Мы изучили с детьми строение, форму, размер и цвет колосьев. Рисовали на разные темы «Пшеничное поле», «Уборка урожая», «Колоски», лепили различные хлебобулочные изделия из глины, теста. Дети имели возможность после увиденого самостоятельно сделать муку из зёрен.

Результатом проведённой работы на 2 этапе явилось то, что дошкольники научились организовывать поэтапно реализацию проекта. Они научились самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, старались осветить тему с разных сторон, подключая разные источники информации, и это в свою очередь способствовало эффективному развитию их внимания и мышления.

На 3 этапе вместе с детьми в соответствие с планом, мы выбирали разные формы работы. При этом стараясь, чтобы дети работали в паре, группе, т. е. работать в команде.

На этом этапе результатом стало формирование у детей умений организовывать деятельность по интересной для него теме, объединяться в группы для более успешного достижения поставленных задач. Было отмечено, что при взаимодействии со сверстниками у детей появилось умение вести конструктивные беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

На 4 этапе происходила оценка результатов соей деятельности. Дети «познакомились» с бескрайними полями зерновых культур. С нелёгкой работой агрономов, комбайнёров, трактористов, хлеборобов, мукомолов, пекарей и продавцов. Ребята научились самостоятельно получать муку из зёрен, узнали какие компоненты входят в состав теста, как его правильно замесить, расстоять, испечь.

Трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Всё это мы можем реализовать, используя метод проекта.

Публикации по теме:

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье»Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье» Приоритетная область: познавательное развитие. Интеграция образованных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых» [ Цель прогулки: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых. Укладчик тротуарной плитки»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых. Укладчик тротуарной плитки» Программные задачи: Расширять знания детей о труде взрослых-укладчик тротуарной плитки,что используют в работе,какие нужны орудия труда.

Конспект прогулки по ознакомлению с трудом взрослых «Труд дворника осенью» в подготовительной группеКонспект прогулки по ознакомлению с трудом взрослых «Труд дворника осенью» в подготовительной группе Задачи: Ход прогулки Воспитатель: Ребята, вы любите трудиться? Ответы детей. Послушайте загадку и отгадайте. Он с утра пораньше встанет,.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!»Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!» Взрослые: Врач Медуница, Витаминка. Атрибуты: Витаминки (шары декоративный) Банка декоративная, в которой лежат витаминки 3 корзинки или.

Развлечение для младших и старших дошкольников «На цветочной полянке» в рамках проекта «Летние цветы»Развлечение для младших и старших дошкольников «На цветочной полянке» в рамках проекта «Летние цветы» Взрослые: цветочная фея, Бабочка Атрибуты: Обручи с белыми лепестками-ромашки Цветы шапочки для детей. Ц. Ф. Здравствуйте, ребята. Я- Цветочная.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 14:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Иcпользование метода проекта в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых» (включая файлы) размещена пользователем Савельева Наталья Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД