Юлия Ушакова
Открытое занятие по ОО «Художественное творчество» в средней группе. «Народно-прикладное искусство. Дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.
«Народно-прикладное искусство-Дымка.»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»)
Развивающие:
Публикация «Открытое занятие по ОО „Художественное творчество“ в средней группе, „Народно-прикладное искусство, Дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
- приобщать детей к декоративно-прикладному искусству- дымке;
- развитие продуктивной деятельности;
- развитие эмоциональной сферы и образного мышления;
- развивать моторику рук;
- развитие детского творчества;
Образовательные:
- развивать интерес к различным видам игр («социализация»);
- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы («коммуникация»);
- формировать умение наносить на силуэте животного круги, точки, полоски; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки-концом ворса кисти («художественное творчество»);
- закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ. творчество»);
- развивать умение двигаться по кругу, взявшись за руки, вести хоровод под музыку («музыка»).
- активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек, их материалов из которых они изготовлены («коммуникация»);
- введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии-мастер, гончар; глаголов, характеризующих трудовые действия-расписывают, украшают («коммуникация»);
- - закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ. творчество»);
- знакомить детей с народно-прикладным искусством-дымкой, расширять знания о русской народной игрушке («познание»);
- формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора («познание»);
- расширять представления дошкольников о труде взрослых, знакомить с профессией мастер-гончар («труд»).
Активизация словаря: дымковские игрушки, село «Дымково», мастера-умельцы, гончар, глиняные, элементы дымковской росписи : кружочки, точки, полоски, квадратики, волнистые линии.
Предварительная работа: рассказывание детям об истории дымковских игрушек, чтение стихотворений «Чем знаменито Дымково», «Вятка вздрогнула от свиста», рассматривание картинок с изображением дымковских игрушек, рассматривание элементов дымковской росписи :кружочки, точки и полоски, расписывание платочков, полосок, коня дымковским узором, заучивание детьми стихотворений.
Методы и приемы:
Практические: хоровод «Утушка-луговая», игровое упражнение «Давайте сделаем», разминка с кисточкой, работа детей в мастерской.
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание дымковских игрушек слепленных из платилина детьми подготовительной группы, рассматривание дымковских элементов росписи.
Словесные: беседа с детьми о дымковских игрушках, чтение детьми стихотворений.
Материалы и оборудование: приготовленная заранее посылка, дымковские игрушки : конь, барыня, индюк, козлик, дракон, силуэты животных: коня, оленя, барашка, нарисованные на бумаге, игрушки слепленные детьми подготовительной группы из пластилина, картинки с изображением дымковских игрушек, картинки с изображение элементов росписи, гуашь зеленого, красного и желтого цветов, кисти, баночки с водой, салфеточки, магнитофон, диск с русско-народной музыкой.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная Хоровод «Утушка-луговая», игровое упражнение «Давайте сделаем», разминка с кисточкой.
Игровая Сюрпризный момент приход почтальона Печкина, который принес посылку.
Продуктивная Деятельность в изостудии-мастерской.
Коммуникативная Беседа с детьми о дымковских игрушках
Чтение художественной литературы Чтение детьми стихотворений.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
1. Воспитатель предлагает послушать р. н. м. «Утушка луговая» Дети идут за воспитателем хороводным шагом. Закреплено умение ходить друг за другом хороводным шагом.
2. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель: «Кто там?» Почтальон: «Это я, почтальон Печкин, принес посылку, это детский сад «Лесная сказка? Группа №6, Василек? Тогда эта посылка вам. А можно я посмотрю что там внутри, я таких посылок никогда не видел».
3. Воспитатель зачитывает адрес на посылке. Стук в дверь, заходит почтальон и приносит для детей посылку от дымковских мастеров, где лежат дымковские игрушки.
Дети слушают. Включены в образовательную деятельность.
Знакомство детей с адресом детского сада.
4. Воспитатель достает игрушки из посылки и расставляет их на стол. Беседует с детьми. Дети отвечают на вопросы:
- Как вы думаете, откуда к нам пришла посылка?
-Что это за игрушки?
- Как называют эти игрушки (дымковские)
- Почему их так называют?
- А почему село Дымково так называется?
- А как еще можно назвать эти игрушки? (глиняные)
- Как называют человека, который работает с глиной? (мастер-гончар). Закреплено умение отвечать на вопросы. Активизация словаря: дымковские, глиняные. Введено новое слово-мастер-гончар.
5. Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворения про дымковские игрушки. Дети читают стихотворения :
1. Посмотри как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
2. С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это (конь).
3. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
4. Игрушки эти не простые,
Они волшебно-расписные.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Закреплено умение слушать стихи, зачитывать наизусть небольшие стихотворения.
6. Воспитатель предлагает рассмотреть дымковские игрушки. Дети рассматривают дымковскую барыню, коня, индюка, козлика, курочку, петушка. Называют какими элементами дымковской росписи эти игрушки расписаны: кружочки, полоски, точки, квадратики, волнистые линии. Расширены знания о русской народной игрушке-дымке.
7. Воспитатель обращает внимание детей на изделия детей старшей группы. Дети рассматривают фигурки, которые для них слепили дети из старшей группы. Воспитание уважения и интереса к труду других детей.
8. Воспитатель предлагает поиграть. Дети играют в игру «Давайте сделаем».
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);
Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,
А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).
Снято эмоциональное напряжение.
9. Воспитатель достает из посылки задание от дымковских мастеров- силуэты животных: коня, барашка и оленя, нарисованные на бумаге, которые нужно украсить дымковским узором- кружочками, точками и полосками и предлагает пройти в мастерскую для работы. Дети рассматривают силуэты животных и отвечают на вопросы:
- Кто здесь нарисован?
- Похожи эти игрушки на дымковские? Почему?
- А как сделать чтобы они стали похожи на дымковские?
- А вы хотите их расписать?
Дети выбирают для себя силуэт животного, которое им больше нравится и проходят в мастерскую. Сформировано умение делать выбор и действовать самостоятельно.
10. Перед работой воспитатель предлагает поиграть с кисточкой. Проводится «Разминка с кисточкой».
Держим кисточку вот так, (рука на локте, кисточку держать 3-мя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Влево-вправо
Вверх и вниз
Побежала наша кисть,
А потом, а потом,
Кисточка бежит кругом,
Закружилась как волчок,
За тычком идет тычок! Снято эмоциональное напряжение.
11. Воспитатель предлагает приступить к работе. Дети вместе с воспитателем украшают силуэты животных дымковским узором- кружочками, точками, полосками. Сформировано умение создавать декоративные элементы по мотиву дымковских узоров, закреплены навыки рисования тычков, кругов, полосок. Умение рисовать концом кисти.
12. Рефлексия. Дети вместе с воспитателем рассматривают готовые работы, обращая внимание на самые красивые работы.
Создана ситуация успеха.