Eлена Григорьева
Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое восприятие старшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно - эстетическое воспитание представляет собой способность воспринимать, чувствовать, переживать, познавать, понимать и любить прекрасное в искусстве, в жизни общества, в природе, быту, т. е. приобщаться к эстетическим ценностям.
Эстетическому воспитанию в развитии дошкольника как неповторимой индивидуальности принадлежит исключительно важная, определяющая роль, поскольку эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, мировоззрения, за счет положительных эстетических эмоций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественно-эстетическое восприятие старшего дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Существуют различные виды искусства, одни из них прямо изображают явления жизни, такие как живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино. Другие же выражают порождаемое этими явлениями эмоциональное состояние художника : музыка, хореография, декоративно - прикладное искусство, архитектура.
Художественное восприятие не дано от рождения. Оно проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетной, видимой стороны произведения до способности проникновения в скрытый замысел и художественно - выразительные особенности образов. Приобщение к искусству проходит три ступени. Первая ступень - восприятие «фасада» произведения искусства, вторая ступень - отожествление себя с персонажем, сюжетными поворотами его судьбы, и третья ступень - постижение авторского мира, замысла, идеи произведения, отожествление себя с автором - художником.
Художественные способности и художественное восприятие не у каждого ребенка проявляются ярко и сразу. Поэтому делать быстрые выводы о способностях ребенка этого возраста не следует, так как путь их выявления и последовательного развития очень индивидуален. Ребенок может наиболее полно развернуть свои художественно - творческие способности тогда, когда он обогащается художественными впечатлениями, постепенно овладевает практическими навыками и некоторыми сведениями. Обучение не тормозит, а наоборот, дает ему возможность для творческих проявлений и эстетической деятельности.
Для ребенка старшего возраста важно раскрыть те произведения искусства, которые вызовут у него восторг и желание любоваться красотой. Эстетическое отношение старшего ребенка к окружающей действительности - переживания, уже не так ограниченны и примитивны, как было у малышей. Новые эстетические реакции очень существенны. Без них не существует никакого полноценного эстетического восприятия произведений искусства. В повседневной жизни, в быту такие элементарные переживания возникают ежечасно. Речь идет об удовольствии, которое доставляет ему (и вообще человеку любого возраста) форма, цвет, определенное звукосочетание и т. д. (Г. Недошивин).
Известные с младшей группы произведения могут быть восприняты старшим дошкольником уже на третьем уровне - постижение авторского мира, замысла, идеи произведения, отожествление себя с автором - художником, а вновь узнаваемые произведения ждут неторопливого проникновения в них.
Старший ребенок открывает впервые, что предметный мир многообразен и многозначен. Он начинает понимать, что предмет (живопись, скульптура, и т. п.) сделан человеком - мастером. У него формируется способность тонко чувствовать и понимать не только прекрасное в мире предметов, но и через предметы видеть прекрасное в человеке - и создателе шедевров искусства. Он овладевает также умением наряду с пассивным любование созданной взрослыми эстетической предметно развивающей среды, но и активно избирательно искать прекрасное в предметах и людях.
Для ребенка старшего возраста первые походы в музей оказывают огромное эмоциональное влияние. В музее вещь выступает для него в качестве аккумулятора творческих умений человека, который сделал эту вещь, которая имеет чувственно - образное символическое значение. Она - носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в посетителе музея глубокие эстетические эмоции. Музей развивает очень важную способность видеть глазами другого человека, ощущать свою сопричастность к истории и культуре своей страны и мира.
У старшего дошкольника формируется эстетический вкус, потребности, взгляды, идеалы, т. е. эстетическое сознание личности ребенка. Эстетический вкус - начальное звено в структуре эстетического сознания.