Анна Дымченко
Художественно-эстетическое воспитание и развитие на основе современных методов и новых интегрированных технологий
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание и развитие на основе современных методов и новых интегрированных технологий» размещена в разделах
Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная деятельность – важнейшее средство художественно-эстетического развития. В процессе образовательной деятельности рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
В этой консультации мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.
Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые, так и высокоэффективные дидактические системы, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.
Реализация различных видов проектов позволяют обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования и родителями.
Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Творческий проект на занятиях по художественно – эстетическому развитию – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.
В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности).
Реализация проекта начинается с определения (формулирования) актуальной для дошкольников проблемы. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Тема для проекта инициируется воспитателем с учетом интереса детей, их возрастных особенностей - это обеспечивает мотивацию к деятельности.
Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество.
Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
·обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
·развитие познавательных способностей;
·развитие творческого воображения;
·развитие творческого мышления;
·развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте:
·ввести детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
·активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
·формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
·формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
·развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Структура любого проекта включает в себя:
· тему проекта (название)
· тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
· цель проекта
· задачи проекта
· работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
· форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т. д.)
· результат проекта (оформление результатов, анализ).
План работы воспитателя по подготовке проекта
·Постановка цели проекта.
·Разработка плана выполнения цели (воспитатель, методист обсуждают план работы с родителями).
·Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
·Подборка, изучение литературы по теме.
·Составление плана-схемы проекта.
·Сбор, накопление материала.
·Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
·Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
·Презентация проекта, открытое мероприятие, выставка итогового продукта.
·Подведение итогов. Перспективы на будущее.
Формы, используемые в работе над проектом:
· дидактические игры;
· наблюдения;
· экскурсия;
· чтение художественной литературы;
· экспериментирование;
· театрализованные игры;
· опытническая и трудовая деятельность;
· просмотр видеофильмов и телепередач;
· рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
Классификация проектов:
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
·по составу участников;
·по целевой установке;
·по тематике;
·по срокам реализации (по продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные).
По продолжительности проекты бывают:
краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);
средней продолжительности (1-3 месяца);
долгосрочные (на несколько учебных лет).
Виды проектов:
· исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр. ;
·ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
· информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);
·творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Этапы деятельности над проектом
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Формулирует проблему (цель) (При постановке цели определяется и продукт проекта)
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
Формулирует задачу Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задачи
Дополнение задач проекта
II этап Помогает в решении задачи
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы
Распределение действий
III этап Оказывает практическую помощь (по необходимости)
Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков
IV этап Подготавливает презентацию. Проводит презентацию
Продукт деятельности готовят к презентации
Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
Завершается проект подведением итогов.
Примеры проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Добрый сказочник Юрий Васнецов»
Цель данного проекта: Формировать интерес к книге с помощью книжной графики Ю. Васнецова.
Итоговое мероприятие: Викторина «Ю. Васнецов художник- иллюстратор»
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»
Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Итоговое мероприятие – «Весёлая ярмарка».
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Русский сувенир - Матрешка»
Цель данного проекта: Формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Итоговое мероприятие – «День рождение Матрёшки» (развлечение).
Проект для детей подготовительной группы «Путешествие в прекрасное»
Цель данного проекта: Расширять и пополнять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Отличать натюрморты, портреты, пейзажи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Итоговое мероприятие – брейн-ринг «Умники и умницы».
Проект для детей первой младшей группы: «Медведь в русских народных сказках»
Цель проекта: Представить образ медведя в русских народных сказках.
Итоговое мероприятие – мини-выставка «Медвежата».
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, соответствует социальному заказу на современном этапе, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.