Елена Претцер
Художественно-эстетическое развитие детей с ОНР как фактор успешности в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Древневосточные мудрецы считали,
что руки прочно связаны с чувствами, сердцем.
Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому коллектив нашего детского сада старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычнее знания, навыки, приобретенные ребенком в детском саду, становились бы нормой, а у детей появился устойчивый интерес к школе, учебе.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей с ОНР как фактор успешности в начальной школе» размещена в разделах
Говоря о преемственности с точки зрения детского сада – мы ориентируемся на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание является первой ступенью общего образования. Ориентируясь на требования ФГОС ДО, одно из актуальных направлений модернизации системы образования - это художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности и предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Наша подготовительная группа, это группа компенсирующей направленности, где дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики – всё это присуще нашим детям.
Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости и пластичности пальцев. Из опыта могу сказать, что художественно-продуктивная деятельность для детей с ОНР является тем важнейшим средством развития моторики пальцев рук, стимулирующим речевое развитие ребенка, а также мощным средством, стимулирующим развитие внимания, воображения, фантазии ребенка и обеспечивает усвоение духовно-нравственных представлений и норм поведения детей.
В логопедическую группу дети приходят со старшего возраста. Начинаем работу постепенно с развития мелкой моторики пальцев рук, с разнообразной пальчиковой гимнастики.
В своей практике применяем различные игры с резиночками, с кубиками, с веревочкой, со шнурками, Су-джок и т. д.
Много и часто применяем природный материал на занятиях. Например, математика: считаем шишки, семечки, бобы; выкладываем геометрические формы, цифры из фасоли, зерна и др. ; угадываем на ощупь - сколько горошин в мешочке и др. На занятиях по развитию речи для закрепления пройденного материала выкладываем или делаем мозаику из природного материала.
Мы предлагаем детям широкий простор для творчества и конструирования, работая с бросовым материалом, проводим мозаичные занятия, где изображения выполняются из мелких частей. Мозаика из яичной скорлупы, древесных стружек, из коры дерева. Много работаем с ножницами.
В подготовительной группе ребенок становится самостоятельным, организованным, дисциплинированным, умеет оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Пальцы у детей в подготовительной группе становятся послушными, гибкими.
У старших дошкольников появляется активное отношение к деятельности. Они самостоятельно ищут способы изготовления поделок, игрушек, стремятся выполнить задание в новом материале.
В подготовительной группе мы продолжаем работу с природным материалом и используем самый мелкий: семена, бисер, крупы и др.
Предлагаем изготавливать сюжетно-тематические аппликации исключая работу по образцу, тем самым развивая индивидуальные возможности.
Мы не даем детям конкретное решение задачи занятия, наоборот предлагаем самый разнообразный материал. Поэтому считаем целесообразно использовать такой приё м: дети работают с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При знакомстве с материалами, инструментами и приёмами работы используем таблицы.
Дети могут работать индивидуально, объединяться по 3-4 человека или большими группами. Мы помогаем детям планировать свою работу, избегать торопливости, доводить замысел до конца. Воспитатель выступает в роли советчика, заинтересованного будущими поделками, не диктует ребенку, как и что делать, а живо обсуждает с ним ход работы.
Экспериментирование с различными материалами не утомляет ребенка, а наоборот у него сохраняется работоспособность и активность на протяжении всего занятия. Разнообразие материалов увлекает дошкольников. Дети, создавая поделки своими руками и видя результат, испытывают положительные эмоции. Им приятно дарить свои работы и украшать группу. На таких занятиях развивается творческое начало. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая работа имеет свою индивидуальную неповторимость.
Таким образом, одно из важнейших условий успешного развития художественных особенностей – это разнообразие и вариативность работы с детьми в художественной деятельности. Использование природного материала, нетрадиционных техник помогает дошкольникам лучше познать окружающий мир, выразить свои переживания, эмоции. Многообразие материалов способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы ребенка в целом, а, следовательно, позитивно влияет на процесс развития речи детей с ОНР и в дальнейшем это поможет детям с ОНР успешно адаптироваться к условиям школьной программы.