Марина Шкерина
Художественно-эстетический проект «Бусинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Публикация «Художественно-эстетический проект „Бусинка“» размещена в разделах
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Бисероплетение является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается мелкая моторика кисти и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость.
Каждый ребенок постепенно познает искусство бисероплетения, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.
Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, культуру творческой личности. Формирование культуры творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, специальных способностей.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет, достигнут, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам».
В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. Своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, таки коллективно.
Результатом реализации данного проекта являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности детей играет определенную роль в их воспитании.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе. А на 8 – Марта подарить цветы из бисера маме.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - отсутствие в большинстве комплексных программ для дошкольников обучения плетению из бисера приведет к слабо развитой моторике рук у детей и как следствие недостаточному уровню речевого развития. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приёмов работы с использованием опытно экспериментальной работы, художественного слова, направленные на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Данный проект ориентирован на решение одной главной проблемы – отсутствие использования приемов бисероплетения в разделах художественного труда в комплексных программах ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: влияние бисероплетения на развитие речи дошкольников и формирование мелкой моторики.
Предмет исследования: использование приемов бисероплетения как метод развития мелкой моторики, направленный на познавательную деятельность, эстетическое развитие, развитие устной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать систему занятий, с использованием различных видов бисероплетения, направленную на развитие речи и формирование мелкой моторики у старших дошкольников.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы исследования в современной научно-методической литературе.
2. Выявить особенности применения различных видов изобразительной деятельности для развития речи и мелкой моторики у дошкольников.
3. Систематизировать приемы и методы, направленные на развитие речи и мелкой моторики у дошкольников.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Ожидаемые результаты
1. В ходе реализации данного проекта дети не только познакомятся с бисероплетением, но и проявят желание мастерить своими руками.
2. Путём исследования дети познакомятся с историей бисероплетения, узнают много новых слов, понятий и названий.
3. В процессе работы у детей проявятся стремление к созданию украшений для кукол, себя и близких.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом.
4. Усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.
Продукт
Продукт поделки сделанные руками детей (Цветы для мамы к празднику 8 марта и режиссёрская сказка).
Аннотация проекта
Данный проект по бисероплетению акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный, познавательный, обучающий аспекты в работе с детьми и родителями. При получении знаний о бисере ребёнок получает информацию об искусстве плетения из бисера, уточняет свои представления о бисероплетение, так же развиваются воображение, мышление, память, речь, ловкость, и мелкая моторика пальцев рук.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Проявление интереса детей к бисероплетению.
2. Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
3. Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 12 недель: с «9 декабря» по «28 февраля»
Подготовительно-проектировочный этап
1. Познакомить детей с бисероплетением.
2. Выявить проблему.
3. Вхождение в игровую ситуацию. 1 неделя
Практический этап
1. Подборка материала.
2. Спланировать деятельность.
3. Решить задачу организации. 3 недели
Обобщающе-результативный этап
1. Организовать работу над проектом.
2. Оказать практическую помощь.
3. Дать необходимые рекомендации.
4. Организовать познавательные занятия по ознакомлению с техникой бисероплетения.
5. Помощь в технике бисероплетения.
6. Контроль работы по этапам.
7. Оказать помощь в изготовлении поделки маме на 8 марта.
8. Оказать помощь в изготовлении книжки-самоделке «Сказка про дружбу».
9. Оказание помощи при изготовлении режиссерской сказки из бисера «Сказка про дружбу». 6 недель
Презентация проекта
1. Подвести детей к формулированию выводов и решению проблемы.
2. Оказать помощь в случае затруднения.
3. Организовать мини-выставку поделок из бисера. 2 недели
План мероприятий
«Физическое развитие»
Закаливающие процедуры с использованием бусин.
Игры по психогимнастике.
«Социально-коммуникативное развитие»
Безопасность в нашем доме.
Д/И «В чём ошибся художник».
«Речевое развитие»
Прочтение рассказов об истории бисера.
«Художественно-эстетическое развитие»
Придумывание и отгадывание загадок о бисере.
Сочинение сказок, изготовление книжек малышек.
«Познавательное развитие»
Знает историю развития бисероплетения.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.