Анастасия Агеева
Художественно-творческий проект «Мелодии, знакомые детству»
▼ Скачать
Министерство культуры Нижегородской области
ГБПОУ СПО «Нижегородский областной колледж культуры»
Художественно-творческий проект
«Мелодии, знакомые детству»
Авторы:
Агеева А. А.
Студенты 12, 22, 32, 42 групп
г. Бор
2024 год
Название проекта
Художественно-творческий проект
«Мелодии, знакомые детству»
Авторская группа
Агеева А. А.
студенты 12, 22, 32, 42 группы
Тип проекта
Публикация «Художественно-творческий проект „Мелодии, знакомые детству“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Художественно-творческий проект
Предметная область
специальность: «Сольное и хоровое народное пение», вид: «Хоровое народное пение»
МДК 01.02.«Основы сценической подготовка»
дисциплины: «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений», «Актерское мастерство», «Сольфеджио»
Специальности, задействованные в проекте
«Сольное и хоровое народное пение» / вид: «Хоровое народное пение»
Время проведения проекта
02.05.2024 г.
Время выполнения проекта
2 месяца
Цель
Создать условия для активной музыкально-творческой деятельности учащихся, развить их музыкальный вкус, рассказать о жизни и творчестве советских исполнителей.
Задачи
Обучающие
1. Познакомиться с историей возникновения и развития советской песни.
2. Познакомиться с жизнью и творчеством известных исполнителей песни.
Развивающие
1. Стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
2. Развить творческие способности студентов, побудить их к художественному творчеству;
3. Повысить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями;
Воспитательные
1. Формирование интереса к выбранной профессии.
2. Побудить интерес к слушанию и изучению советской эстрадной музыки;
3. Мотивировать учащихся заниматься самостоятельным прослушиванием советской музыки;
4. Создать условия для приобщения к мировому музыкальному наследию всех желающих.
Методы
Наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, музицирование, подбор бутафорско – реквизитного и костюмного материала, создания сценария, беседа, коллективные действия.
Условия реализации проекта :
- площадка для занятий;
- средства электронной связи (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон);
- свободный доступ в интернет-пространство.
Краткая аннотация проекта
Историю советской музыки открывает песня. Этому демократичному из музыкальных жанров принадлежат первые звучащие страницы новой эпохи. Летописец больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования, — таким предстает путь советской песни.
Среди других видов музыкального искусства песня заметно выделяется быстротой и активностью отклика на события большого политического и общественного масштаба. Изучая историю песни, можно изучать историю нашей страны.
Ожидаемый результат
Предметные
- Уметь слушать и понимать информацию
- уметь интегрировать опыт и выражать своё впечатление о нём через словесный отзыв.
Метапредметные
- уметь применять современные электронные средства связи: мессенджеры, группа объединения в социальной сети.
Личностные
- умеют работать с обучающими интернет - ресурсами, умеют пользоваться простыми формами обратной связи.
Продукт проекта
Прослушивание известных произведений исполнителей
Критерии оценки результатов
сформированность профессиональных и общих компетенций
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК5. Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения (в соответствии с программными требованиями); - ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
Литература
Информационные источники:
Текстовая информация:
• https://znanio.ru/media/issledovatelskaya-rabota-pesni-sovetskogo-vremeni-2822356
• https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/290786-festival-sovetskoj-pesni
• https://shareslide.ru/mhk/samye-znamenitye-sovetskie-estradnye-ispolniteli-20
Этапы проекта :
Мотивационный – предварительный этап:
преподаватель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
В целях стимулирования интереса к исследовательской деятельности, к выявления и стимулирования творческого роста, преподаватели и студенты выбрали данную тему художественно – творческого проекта.
Планирующий — подготовительный этап определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются распределение ролей, способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью преподавателя, позднеесамостоятельно).
Ученики: Подбирают интернет - ресурсов по теме проекта; видеоматериалы; дополнительные видеоматериалы. Работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Преподаватель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационнымисточником.
Возникновение идеи создания проекта, посвящённого советским эстрадным исполнителям, выдвинула перед студентами и преподавателями ряд задач: написать сценарий, дать ему название, разработать художественное оформление, подобрать музыкальный материал, подготовить вокальные номера, организовать репетиционный процесс. Анонсирование проекта.
Операционный этап
ученики: подготваливают вокальные номера.
преподватель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником; коммуникация (взаимодействие участников проекта внутригрупповые, межгрупповые, с преподавателями) координация действий участников.
Корректировка направления работы с учетом интересов и склонностейучащихся.
Коллегиально выбрав форму художественно творческого проекта и дав ему название, студенты под руководством преподавателей, подготавливают вокальные номера, выступют в роли ведущих проекта.
Рефлексивно-оценочный или обобщающий этап:
педагог представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную самооценку.
- анализ результативности деятельности;
-презентацияпроекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Сценарный план
художественно-творческого проекта
"Мелодии, знакомые детству"
Вед. 1: Добрый день, дорогие друзья!
Вед. 2: Сегодня вашему вниманию мы представим художественно-творческий проект "Мелодии, знакомые детству", подготовленный Агеевой Анастасией Алексеевной, при помощи студентов 12, 22, 32 и 42 групп.
Вед. 1: Во все времена у каждого поколения были свои любимые песни, танцы, и свои кумиры. И во все времена сталкивались вкусы и интересы разных поколений. Нередко вы слышите от своих бабушек и дедушек, пап и мам критику в адрес любимых исполнителей, они считают, что песни, которые вы слушаете, являются признаком плохого музыкального вкуса, что у многих современных певцов просто нет голоса, и они не имеют права петь на сцене.
Вед. 2: И как часто они повторяют фразу: «А вот в наше время» …А ведь отчасти они правы…
Вед. 1: В те годы каждый житель нашей страны знал имена всех композиторов и исполнителей на эстраде, да и было их не так уж и много. А каждая новая песня тут же становилась популярной, ее знали и пели, казалось все.
Вед. 2: Сегодня мы познакомим вас с биографиями и творчеством тех артистов, имена которых знала вся страна. Эти люди были кумирами всей страны.
Вед. 1: Первая исполнительница, о которой мы Вам расскажем - Лидия Андреевна Русланова.
Вед. 2: Лидия Русланова 1900 – 1973 - Прасковья Андриановна Лейкина при рождении.
Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые собирала всю жизнь. Её визитной карточкой является песня «Валенки». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях — под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях. Лидия Русланова приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж.
Певица Лидия Русланова обладала голосом редкого звучания и огромного диапазона: низкое контральто с глубоким, красивым грудным звучанием, неожиданно переходившим в среднее и даже высокое чарующее меццо-сопрано. Обладая даром музыкальной импровизации, певица превращала каждую песню в настоящий маленький спектакль.
Вед. 2: Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы войны, сначала финской, а затем Великой Отечественной.
Вед. 1: Появление знаменитой русской певицы в национальном костюме у здания поверженного гитлеровского Рейхстага произвело такое сильное впечатление, что и после окончания концерта бойцы долго не расходились. Они протянули ей уголь и попросили расписаться на колонне Рейхстага рядом с именами первых солдат, ворвавшихся в логово фашизма. И Русланова вывела углем свое имя, имя первой русской актрисы, воспевшей Победу, в столице разгромленного врага.
День 2 мая 1945 года, когда состоялся этот неповторимый концерт, Лидия Андреевна запомнила навсегда, а снимок, запечатлевший ее поющей на ступенях Рейхстага в окружении воинов-победителей, хранила всю жизнь.
( Выступление: "Валенки"
"Сирень цветет")
Вед. 2: Следующая великая исполнительница Людмила Зыкина (1929 - 2009). Родом из простой семьи. Продолжительное время работала на заводе токарем. Участвовала в самодеятельности. Там её заметили. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 1977 году создала Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», где была его солисткой и художественным руководителем до конца жизни. Помимо России, была популярна во всех республиках СССР и во многих странах мира. Очень часто в европе именно Зыкину называют «Голосом России»
( Выступление: "Мать земля")
Вед. 1: Валентина Толкунова (1946 - 2010). Родилась в семье железнодорожников. В детстве часто слушала песни Утёсова, Бернеса, Шульженко, Руслановой и знала их наизусть. В 10 лет Валентина поступила в хор Центрального Дома детей железнодорожников. Решила связать свою жизнь с пением. Окончила Московский институт культуры. Работала солисткой в ансамбле Юрия Саульского, где и стала популярной. Затем стала работать сольно. Приобрела огромную популярность благодаря мягкому, приятному голосу. Её визитной карточкой стала песня «Поговори со мною, мама».
( Выступление: "Поговори со мною, мама
"Где ты раньше был)
Вед. 2: Алекса ндра Ильи нична Стре льченко (2 февраля (по другим данным — 13 декабря) 1937, Чаплино — 2 августа 2019, Москва) — советская и российская певица, вокалистка и художественный руководитель мастерской народного творчества государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Москонцерт». Народная артистка РСФСР (1984).
Родилась на станции Чаплино Днепропетровской области УССР. Родители: Отец — Стрельченко Илья Евгеньевич (1911—1941, мать — Стрельченко Полина Павловна (1916—1945). В восемь лет Стрельченко осталась круглой сиротой: отец погиб на фронте в первый год Великой Отечественной войны, мать умерла в конце войны. Детей в семье было трое. Старшую сестру Валентину забрала к себе тётка, Александру и младшего брата Анатолия отдали в детский дом. Окончив школу, Стрельченко работала в детском саду воспитателем. Училась на заочном отделении Ленинградского педагогического института им. Герцена. Побывав на концерте Воронежского народного хора во время его гастролей в 1958 году, Стрельченко решила оставить учёбу в педвузе и посвятить себя музыкальной карьере.
( Выступление: "Переедем через речку)
Вед. 1: Ольга Борисовна Воронец 12.02.1926 - 02.08.2014. Ольга Воронец – популярная певица, исполнительница эстрадной и народной песни. В 1978 году удостоена звания Народной артистки РСФСР.
Когда-то давно, в самом начале ее певческой карьеры, ей посоветовали бросать цыганщину и петь русские песни. Она прислушалась к мнению известных музыкантов, и до конца дней оставалась верна русской песне. Десятки песен Ольги Воронец ушли в народ и стали популярными. «Деревенька моя», «А где мне взять такую песню?», «Расцвела под окошком белоснежная вишня», «Сладка ягода» — эти и множество других ее песен продолжают звучать и сейчас, не утратив популярности и любви зрителей.
( Выступление: "Песня о родном крае")
Вед. 2: Мария Николаевна Мордасова 14. 02. 1915 - 25. 06. 1997
Мария Мордасова – популярная отечественная певица. Ее репертуар состоял из народных песен и частушек. В 1981 году получила звание Народной артистки СССР, в 1987 году стала Героем Социалистического Труда.
Имя Марии Мордасовой всегда ассоциируется с народной песней, частушкой. Песня жила в ее сердце, с помощью песни она говорила, общалась с многочисленными поклонниками. Песни Мордасовой, как и ее саму, знали в каждом доме, и везде считали своими. Певица прославила не только частушку, но и свою родную землю. Она знала невероятное количество песен и частушек, сама написала их примерно сотни три. Даже за границей слышали ее частушки «Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе», «Топится, топится в огороде баня».
( Выступление: "У всех мужья молодые")
Вед. 1: Ольга Федосеевна Сергеева (27 сентября 1922, Перелазы, Витебская губерния — 8 декабря 2002) — фольклорная певица, ставшая музыкальным символом родины для Андрея Тарковского в его фильме «Ностальгия» (там звучат песни в исполнении Сергеевой — «Ой, кумушки, кумитеся» и свадебный плач «Кормилец-Божухна»).
Вед 2. : «Знак русского» — так определял песни Ольги Сергеевой Андрей Тарковский. Оказала огромное влияние на множество фольклорных исполнителей, среди которых Евгения Смольянинова и Пелагея. Певицу отличал богатый репертуар и только ей присущая манера исполнения, сочетающая в себе строгость и открытость, эмоциональную сдержанность и душевную простоту, проникновенный голос звучал то сдержанно, то пускался в удивительные вокальные импровизации.
(Выступление «Сухой бы я корочкой питалась»)
Вед 1. : Екатери на Феокти стовна Ша врина (род. 15 декабря 1942, Пышма, Свердловская область, СССР) — советская и российская певица, исполнительница русских народных песен. Народная артистка РФ (1995). Единственная советская певица, выступавшая дважды (1981, 1983 гг.) с сольными концертами в зале заседаний Организации Объединённых Наций
Вед. 2: Своим становлением в столице певица во многом обязана своей коллеге Людмиле Зыкиной, которая в буквальном смысле слова взяла Екатерину за руку и повела учиться в музыкальное училище. Также успеху молодой артистки на большой эстраде способствовал композитор Григорий Федорович Пономаренко. Он написал для неё первые песни – «Нарьян-Мар», «Колокольчик» и «Тополя»
(Выступление «Кнопочки баянные»)
Вед. 1: На такой яркой ноте наше мероприятие подходит к концу. Надеемся, что Вам запомнятся имена исполнителей и Вы открыли для себя что – то новое.
Вед. 2: Спасибо за внимание! До новых встреч!
Рефлексия по проекту
«Мелодии, знакомые детству»
Данный проект был реализован, при помощи формы художественно-творческого проекта. Известен тот факт, что наиболее ярко проявляются творческие способности детей в музыкальной деятельности. Те из них, кто часто соприкасаются с музыкой, развитый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше воспринимают всё новое, хорошо учатся. У каждого подростка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается и жизненной практикой, и наукой.
Во время проекта удалось погрузиться в творческую атмосферу работы и продемонстрировать структуру и способы передачи профессионального опыта. Для приобщения студентов к искусству музыкального исполнительства, все желающие познакомились с биографией и репертуаром известных исполнителей 20 века.
Данный проект призван вызвать интерес к исполнителям советской эстрады всех желающих, а также побудить интерес к исполнению их репертуара.
Проект можно считать успешно завершенным, поскольку основные цели и задачи его были реализованы. Выявлены индивидуальные способности каждого студента во всех аспектах: нравственном, творческом и профессиональном; сформирован творческий коллектив единомышленников, отвечающих необходимым общим и профессиональным компетенциям.
Студенты приобрели умение правильно переживать и анализировать свои достижения и ошибки - важный компонент профессионального опыта, потому что компетентный профессионал или эффективный руководитель, безусловно, уверен в себе и имеет человеческое и профессиональное достоинство. Итак, накопление конструктивного опыта в профессиональной и управленческой деятельности связано:
1) с анализом достижений и ошибок с учетом трех факторов (влияния других людей, ситуации и собственных действий);
2) с наличием адекватной профессиональной и личной самооценки;
3) с самоанализом по выделению в себе «сильных» и «слабых» качеств;
4) со способностью к саморегуляции;
5) с наличием мотивации к самоизменению, профессиональному и личному саморазвитию.