Ольга Камшилина
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Цель: создание условий для обеспечения всестороннего развития детей младшей группы через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Срок работы над темой: 2020 - 2021 уч. г.
Задачи:
1. Способствовать приобщению детей к словесному искусству.
Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Формировать интерес к художественной литературе.
3. Обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Прогнозируемый результат: дети интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам.
Актуальность: художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни, развитию речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»;
- изучение опыта коллег по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь
1. Рассказывание русской народной сказки «Репа».
Цель: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; уметь выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
2. Рассказывание сказки «Колобок».
Цель: развивать умение эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании.
3. Чтение стихотворений о животных.
Цель: развивать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи. 1. Консультация «Насколько важно уметь читать».
2. Консультации по запросу родителей.
Ноябрь
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешками.
Цель: уточнять представления детей о загадках; развивать умение отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки.
2. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок».
Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой.
3. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запомнить действующих лиц и последовательность действий; упражнять в словообразовании. 1. Консультации по запросу родителей.
Декабрь
1. Чтение сказки в стихах К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
2. Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?».
Цель: умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов.
3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. 1. Папка-передвижка «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».
2. Консультации по запросу родителей.
Январь
1. Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».
Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.
2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей.
3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте».
Цель: умение эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию. 1. Консультации по запросу родителей.
Февраль
1. Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».
Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; умение составлять связные высказывания на заданную тему.
2. Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель».
Цель: умение эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинками природы.
3. Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Цель: умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. 1. Консультации по запросу родителей.
Март
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Цель: познакомить детей со значением и содержанием потешки-заклички.
2. Заучивание стихотворения А. Акима «Мама».
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию. 1. Консультации по запросу родителей.
Апрель
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Цель: продолжать знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек.
2. Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина».
Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования. 1. Консультации по запросу родителей.
Май
1. Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной».
Цель: умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.
2. Заучивание стихотворения «Хнык».
Цель: умение интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение, обогатить словарь детей. 1. Консультации по запросу родителей.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Методическая литература по теме :
1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б. «Ребенок и книга».
2. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».
3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».