Надежда Батищева
Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема над которой я работаю "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребёнка", является одной из главных задач в становлении личности ребёнка. В настоящее время, когда средства массовой информации заполонили иностранными фильмами,мультфильмами,передачами в искажённом,жестком виде, а книга отошла на задний план, наша задача педагогов вернуть детям добрые, гуманные произведения художественной литературы, музыки, живописи.
Публикация «Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сейчас часто задают вопрос, вытесняет ли книгу, средства массовой информации?
Да как они могут вытеснить книгу? Книгу ничто не в состоянии вытеснить!"Вначале было слово"-так начинается "Евангелие от Иоанне".И было слово, и будет оно пребывать и никуда оно деться не может, не смотря ни на какие времена. Книгу ничто не в состоянии вытеснить, художественная литература открывает ребёнку удивительно прекрасный и разнообразный мир. Книга помогает заложить в душе первые ростки человеколюбия и гуманизм ко всему живому.
Ребенок учится понимать доброе и злое. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру желаний совершать хорошие поступки,чувствовать радость за них.
Когда я читаю детям сказку они переживают и сопереживают с героями той или иной сказки. Учу детей быть добрыми,защищать слабых,маленьких, помогать бездомным животным. Читая сказки,рассказы, стихи. Я пытаюсь у детей гуманные чувства на конкретных примерах: формирую представление о доброте,честности,справедливости, дружбе.
Учу детей считаться с мнением и интересами других, помогать товарищам. Справедливо разрешать споры и конфликты.
Я читаю сказку, рассказ и на конкретных примерах учу оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Какие же задачи должны решаться при ознакомлении с художественными произведениями :
-Показать детям отличительные особенности сказки и стиха: юмористического и героического повествования.
-Научить слушать и слышать воспитателя, высказывания товарищей по поводу прочитанного.
-При пересказе связывать все события сюжета и логично излагать.
-Определять эмоциональное состояние персонажей и мотивировать свое отношение кним.
-Замечать выразительность художественной речи.
-Делиться впечатлениями о прочитанном.
Успех во многом зависит от подготовки детей к нему. Для расширения знаний связанных с содержанием, надо использовать разнообразные средства :
Наблюдение,рассматривание картин, обеспечит наглядным демонстрационным материалом, использовать фигурки зверей, иллюстрации книг, игрушки.
Восприятие художественных произведений- процесс глубоко индивидуален. Не все дети одинаково проявляют свои чувства. У каждого ребенка свой темп усвоения знаний, уровень развития учебной деятельности.
Всё это требует от воспитателя правильного подхода :
Одних надо побуждать к ответу, других сдерживать.
Через художественную литературу расширяю знания ребёнка о человеке. эти знания детализируют и вместе с тем систематизируются: человек и результат его труда. Человек и растительный мир, человек и животный мир.
Стихотворения, песенки, рассказы, сказки помогают ребёнку накопить представления о животном мире. Ребёнок учится понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие о братьях наших меньших.
Дети расстраиваются слушая произведения в котором говорится о животных попавших в беду, но я считаю,что для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны.
Я хотела бы особенно остановиться на сказках. Сказки детям очень понятны потому что их герои животные, насекомые разговаривают как люди.
Что бы не происходило в сказках, всё заканчивается хорошо, победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность.
Русская сказка с её богатством красочного описания,с яркой характеристикой персонажей раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека.
После чтения я задаю детям ряд вопросов:
1. О чём эта сказка?
2. Кто из героев вам больше всего понравился?
3. Почему герои совершали те или иные поступки?
Основной принцип постановки вопросов: Что происходит в сказке, почему?
Решение такого типа сказочных задач помогает понимать детям мотивы поступков.
Но в отличие от взрослого читателя ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга раскрывает перед ним много неизвестного, ему сложно разобраться во всём. задача воспитателя после чтения задавать детям правильные вопросы, не отвлекая внимания от главного в произведении. Вопросы должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника вовремя чтения.
Выявить способность детей сравнивать прочитанное. Стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Для дискуссии я отбираю такие произведения, в которых есть конфликтные ситуации.
Добрые человеческие отношения окружающая природа, искусство, поэзия, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувств прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.