светлана громова
Хоровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Песенка-чудесенка повстречалась с нами!»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА ПОВСТРЕЧАЛАСЬ С НАМИ»
Доминантное занятие (доминирующий вид деятельности – пение)
С детьми старшего дошкольного возрас
та. [/b]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МБОУ ЦО № 35 г. ТУЛА, ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА
ГРОМОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Цель: Показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере доминантного занятия с доминирующим видом деятельности- пение.
Публикация «Хоровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Песенка-чудесенка повстречалась с нами!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Задачи в обучении:
-Формирование певческих умений и навыков.
-Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
-Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
Задачи в развитии:
-Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку,
-Развитие внимания, мышления, памяти.
-Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
Задачи в воспитании:
-Воспитание усидчивости и силы воли.
-Воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества.
Интеграция музыки с образовательными областями:
ПОЗНАНИЕ- Развивать чувство прекрасного к различным музыкальным образам через восприятие музыки и художественно- литературного творчества.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-Воспитывать эмоциональное отношение к художественно - литературным произведениям.
КОММУНИКАЦИЯ:
-Стимулировать и развивать певческо – речевую активность детей,
-Развивать мелкую моторику.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
-Удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
-Формировать способность контролировать свои эмоции в движении.
-Формировать умение передавать ощущения, эмоции в речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В начале занятия по пению (хорового, как и любого музыкального занятия, должна проводиться музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика.
Приведенные ниже упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Исходное положение (И. П.): стоя прямо, ноги на ширине плеч
(такая позиция будет исходной для каждого упражнения)
«ПРУЖИНКИ» По команде педагога: «Вверх»- подняться на носочки, «Вниз»-опуститься в И. П.
(Таким образом отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги).
«ПИДЖАЧОК»- Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперед, как будто надеваем.
«РЫНОК»- Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслаблено повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
(Можно представлять различные фрукты и овощи).
«БЕРЕЗКА»- Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать, руки расслабленно висят, плечи опущены.
Медленно, плавно поднять руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальцами рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
Дети рассаживаются на стульчики.
Для формирования правильной певческой постановки корпуса во время пения сидя, слушаем и подпеваем песенку А. Абеляна :
«Если хочешь сидя петь- не садись ты, как медведь
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.
Раз- вдох и запел, птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно. Петь приятно и удобно.»
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.
Важно сформулировать у ребенка ощущение дыхания в «живот» и научит его чувствовать движение стенки живота. Производить контроль, например, можно положить на него руку.
Дыхание берется естественно, экономично.
И. П. : Корпус слегка наклонен вперед, плечи расслаблены, рука на диафрагме.
«ХОМЯЧОК» - Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«СОБАЧКЕ ЖАРКО» - часто пошмыгать носом с высунутым языком.
«ВОРОТИКИ» или «ПАРОВОЗИК»- Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может через них въехать. Задержка дыхания и мягкий, длинный выдох на звук «Ф»- закрылись «воротики».
Педагог в это время считает, сколько вагончиков проехало в воротики.
Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать при выдохе.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»- Резкий выдох – живот втянули, затем расслабить или отпустить мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАРИК,
ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ…
ВДРУГ ШАР ЛОПНУЛ, ВОЗДУХ ВЫШЕЛ…
СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДОЙ.»
(Здесь к дыхательному упражнению добавляется упражнение для мелкой моторики пальцев, что также активизирует певческий аппарат ребенка.)
РАСПЕВА
НИЕ[/b]
При выполнении упражнений необходимо следить, за осанкой ребенка: плечи должны быть опущены, спина прямая, не надо вытягивать шею и высоко поднимать подбородок- это желательно детям объяснить. Нужно следить за нижней челюстью поющего, чтобы не было зажатости.
Красивую, напевную мелодию дети поют с большим удовольствием.
ПОПЕВКА «У КОТА ВОРКОТА КОЛЫБЕЛЬКА ХОРОША» - восходящее и нисходящее движение на три ступени используется демонстрация по методическому пособию «СТОЛБИЦА» и «ЛЕСЕНКА» (схематическое изображение ступеней).
Тренируется пропевание гласных, мягкий вдох, перенос согласного к другому слогу, навык пения ЛЕГАТО.
ПОПЕВКА «ЛЕСЕНКА»-
«ВОТ ИДЕМ МЫ ВВЕРХ, ВОТ ИДЕМ МЫ ВНИЗ
ПОБЕЖАЛИ ВВЕРХ, ПОБЕЖАЛИ ВНИЗ»
1-я часть- Спокойный вдох, пропевание гласных, перенос согласных в конце фразы.
2-я часть – Активный вдох, мелкая техника произношения, быстрый темп.
ПОПЕВКА : «СЕЛ НА ДУДОЧКУ СВЕРЧОК ЧИКИ,ЧИКИ,ЧИКИ - ЧОК»- поется гамма вверх
«НАЧАЛ ДЫРОЧКИ СЧИТАТЬ РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,»- Гамма пропевается вниз.
Такие упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.
Для правильного звукообразования я использую РАСПЕВКИ по принципу эхо, в которых прошу детей в точности повторить то звучание, которое я исполняю.
РАСПЕВКА «ЭХО»-
«ЭХО! ОТЗОВИСЬ!
ЧИСТО ПЕТЬ НАУЧИСЬ…СЛУШАЙ, НЕ ЗЕВАЙ,ВСЕ ЗА МНОЙ ПОВТОРЯЙ!»
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ:
Перед разучиванием каждой песни необходимо провести с детьми беседу о ее особенностях.
При разучивании мелодии использовать различные методы:
-пение на слог «МА» или гласную «Я»
- можно опять таки использовать игру «МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО» (повтор фразы)
-Игру «МУЗЫКАЛЬНАЯ КИСТОЧКА»- показ звуковысотности и направление мелодии рукой.
Дети должны сами научиться показывать мелодию на музыкальной лесенке.
Кроме того, необходимо посчитать все музыкальные фразы, найти фразы повторного строения и простучать их ритм.
ИГРА «РИТМИЧЕСКИЙ КУБИК»- отстучать ритм, который выпадет на ребре ритмического кубика, сравнить совпадает ли ритмический рисунок с разучиваемой песней.
При разучивании песни со словами обращать внимание детей на одновременный вдох, работать над фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, однородным формированием гласных, кантиленой, смысловыми кульминациями и агогикой.
Учить детей начинать и заканчивать пение по показу педагога.
При работе над произведением или в качестве игры провожу «ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ МИНУТКУ»
Или упражнение для лица и язычка.
Практика показала, что такие упражнения не только нравятся детям, но и вырабатывают четкую координацию движений. Движения языка и губ становятся более точными, тренируются мышцы, улучшается дикция, речь, а также улучшается координация между слухом и голосом.
В конце занятия проводим «КОНЦЕРТ ПО ЗАЯВКАМ МАЛЕНЬКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ
», [/b]т. е. исполняем уже выученные полюбившиеся песни по желанию детей.
-