Оксана Старыгина
Характеристика тяжелых нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика тяжелых нарушений речи
Существуют две классификации речевых нарушений. В основе медико педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушения голоса (дисфония, афония, нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения, дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, ринолалия (гнусавость, алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга, афазия (распад речи, нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация Розы Евгеньевны Левиной. Согласно ей, дефекты речи бывают : фонетические, фонетико-фонематические и общее недоразвитие речи.
Публикация «Характеристика тяжелых нарушений речи» размещена в разделах
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжёлых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему.
Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.
Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в районе 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда нормотипичные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения.
Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.
У ребенка с нарушенной речью может быть диагноз:
Алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная);
Дизартрия (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение);
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи; 16 .
Общее недоразвитие речи – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости.
ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания.
ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто.
ОНР III степени характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
ОНР IV степени характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.
Ринолалия — это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки, вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. 16
Дисфония отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
Брадилалия патологически замедленный темп речи.
Тахилалия патологически ускоренный темп речи.
Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.
Для того чтобы помощь ребенку с нарушением в речевом развитии была результативной, необходим комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов, а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются : логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.