Анжела Лысенко
Характеристика основных активных методов обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом, в т. ч. воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В целом активное обучение можно представить следующим образом:
Публикация «Характеристика основных активных методов обучения детей» размещена в разделах
1. Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.
2. Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т. к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.
4. Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.
Всему перечисленному выше как нельзя лучше соответствует проектная деятельность.
К активным методам обучения относится и использование проблемных ситуаций.
Говоря об активном обучении, нельзя обойти стороной и интерактивные формы. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Поскольку именно в игре развиваются творческие способности личности, то эффективны и игровые формы: всевозможные логические игры, занимательные игровые упражнения. Нельзя забывать и про сюжетно-ролевую игру, которая способствует развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребенка. Ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему». Цель ролевой игры – определить отношение детей к чему-либо приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.
Активное обучение это, конечно же, и поисковая (познавательно-исследовательская) деятельность: опыты, детское экспериментирование. Никогда детям не приобрести столько новых знаний о свойствах, например, магнита, как в ходе экспериментирования с ним. Важно и самостоятельное изучение свойств предметов, при этом должны работать как органы чувств, так и руки. Возможно с детьми решение экспериментальных задач: «Сколькими способами можно выполнить такое-то действие?», «Что будет, если?», «Как доказать, что?». И здесь также можно работать и индивидуально, и подгруппами, и как соревнование между двумя командами.
Активными могут стать и наблюдения, например, за дождевыми червями, муравьями, птицами, рыбками и т. п., когда педагог не вкладывает готовые знания о повадках этих животных, а когда дети сами наблюдают, выдвигают гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Еще один активный метод – «мозговой штурм»– организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Цель «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
В современной педагогике появились и совершенно новые для нас методы активного обучения : «Кластер», «Синквейн».
Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.
Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах?». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали:
- При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе», работа в малых группах, аквариум;
- Интерактивные игры : «Ролевая игра», «Драматизация».
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.