Наталья Владимировна Григорьева
Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре».
Публикация «Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.
Младшие и старшие дошкольники играют по – разному. Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.
У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.
Старшие ребята более придирчиво следят, чтобы в игре выполнялись правила.
Также есть дидактические игры, настольно – печатные, где дошкольники получают новые знания об окружающей действительности, получают сенсорное развитие, развитие моторики.
Двигательная деятельность. Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.
Изобразительная (продуктивная) деятельность. Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учится пользоваться кистью, красками, но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо – эмоциональное состояние.
При обучении детей технике рисования, важное значение имеет словесная инструкция. В раннем, младшем дошкольном возрасте весь процесс сопровождается словесными инструкциями и показом. В старшем возрасте дети уже выполняют действия по одному словесному указанию.
Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей. Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности :
-Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка);
-Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д);
-Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники, подготавливать рабочее место);
-Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек).
Коммуникативная деятельность. На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.
В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.
В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.
Познавательно – исследовательская деятельность. Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.