Инга Бурнакова
Исследовательская деятельность «Хакасские инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность
Оглавление
Введение…2
Основная часть…. 3-5
Заключение…6
Список использованной литературы….7
Введение
Объектом наших исследований стали хакасские народные инструменты.
Цель:
Знакомство с музыкальными инструментами Хакасов.
Задачи исследования :
• Изучить историю происхождения музыкальных инструментов,
Темочки:
- Инструменты, орудия труда
- Исследовательская деятельность
- Республика Хакасия
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• Познакомиться с особенностями, видами инструментов;
• Воспитывать интерес к хакасскому фольклору.
• Попробовать изготовит своими руками один из шести инструментов (чатхан).
Практическая значимость исследования :
Материалы исследования будут интересны и полезны педагогам, детям и их родителям, так, как послужит пособием для знакомства с народными хакасскими инструментами
Методы исследования :
• Изучение литературы;
• Самостоятельное обдумывание;
• Наблюдение за игрой на чатхане;
• Изготовление чатхана.
Основная часть
У хакасов встречаются самые различные музыкальные инструменты — ударные, шумовые, духовые, струнные, в том числе смычковые.
ХОМЫС
Корпус хомыса имеет форму ковша и плавно переходит в гриф с 19-ю ладами, струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Две струны изготавливают из капроновой лески. Изготавливается из сосны, березы, ели или кедра, обтягивается кожей диких животных. Струны в основном применялись жильные, о чем свидетельствует древний хомыс, сохранившийся в Минусинском музее им. Мартьянова.
Легенда о Хомысе
По легенде, хомыс был воссоздан людьми по отпечатку на скале, оставленному прекрасной девой Алтын Ай, а прекрасной деве хомыс сделал по просьбе отца девы Таг ээзі – крестный отец девы. Когда она играла на хомысе-эти чудные звуки услышали два богатыря и решили они украсть деву. Убегая от них, она не заметила как оказалась, внутри скалы, а инструмент остался наружу.
ЫЫХ
Традиционный струнный смычковый инструмент. Имеет две или три струны, смычок - чаачах. Струны изготавливаются из некрученых конских волос. Смычок имеет дугообразную форму, на него также натягиваются конские волосы. Ыых является как сольным, так и ансамблевым инструментом.
Легенда о происхождении ыых.
Хан Древней Хакасии Ай Мирген своей дочери Алып Хыс на 18-летие подарил коня – по кличке Быстрая Стрела. Она никогда не расставалась со своим другом. Когда она садилась на своего коня, летела по широким степям родной Хакасии, только ветер звенел в ушах – Ы-Ы-Х. Пришло время выходить замуж Алып Хысу. Сосватал ее Албынхы и увез ее с другом Быстрой Стрелой в Таежные Дали. Заскучал друг Алып Хыса Быстрая Стрела в стойле без широких, просторных степей, где разгуляться в тайге. Увидев это, Алып Хыс решила отпустить Быструю Стрелу домой, и отпустила и сама заскучала по другу. Решила сделать вот такой инструмент и назвала ЫЫХ
TИMIP ХОМЫС
Тимір хомыс ( от слов: «тимip» -«железный» и «хамыс» - «утварь») -металлический губной щипковый инструмент. Имеет многочисленных «родственников» в других регионах мира. Игра на тимip хомысе - перебор обертонов, регулируется изменениями формы и объема резонирующей полости рта, куда помещен зажатый в зубах инструмент.
Легенда о тимір хомысе
Когда Чис Айналар - имеющие злую душу стали подниматься из-под Земли на Солнечную Землю и стали топтать наши степи, сжигать нашу тайгу, уничтожать наш народ, смельчаки – богатыри решили защитить землю родную. Чтоб не топтать наши степи, сохранить бескрайнюю тайгу, решили обманом завлечь Чис Айна на вершину горы. Там и произошла великая битва за родную Землю и победили богатыри Чис Айна, но спуститься вниз уже не было сил, тогда женщины сделали из железа тимbр хомыс и стали созывать мужчин, услышав звуки родной Земли, они стали спускаться на родную землю.
Туур
Туур (Бубен) Шаманские бубны Сибири уходят своими корнями в эпоху раннего металла. Бубны хакасских шаманов изготовлялись из деревянной обечайки, натянутой на неё кожи животного, а также различных колокольчиков, металлических подвесок и лент. Прежде всего, это ритуальный инструмент, необходимый для камлания шаманов, но вместе с тем, бубен является и музыкальным инструментом. После долгого запрета на шаманские культы началось возрождение древнейшей религиозной системы, и одним из центральных символов этого является изготовление новых бубнов.
Односторонний рамный барабан, обтянутый кожей. Изготавливается из дерева и шкуры парнокопытных животных. Использовался в древних обрядах, применялся в прошлом шаманами. В настоящее время он используется как солирующий инструмент отдельными исполнителями в этнических музыкальных коллективах. Сегодня, в основном, бубны изготавливаются мастерами П. Топоевым. и С. Чарковым.
Легенда о Туур
У подножья гор Саян, жил-был богатырь. У него был друг близкий – верный конь. Он его лелеял, ухаживал за ним. Что у него на душе, все рассказывал ему. Однажды он услышав вздохи коня, встревожился и пошел к коню. Охраняя покой хозяина, он вступил в схватку со Змеем и передними копытами затоптал Змея, но Змея успела его ужалить. Сильно он опечалился. Так он выкопал Землю и похоронил друга. Ночью во сне к нему приходит его друг – конь и говорит ему «Сильно не печалься, сломай березовую ветку, сделай круг, выкопай меня и натяни внутреннюю кишку на этот круг и высуши – получится «Теелбес-не надоест», а теперь назвали теер»
ХОБЫРАХ
Хакасский народный инструмент представляет собой тип продольной флейты. Хобырах означает «полая трубка». Традиционно этот инструмент изготавливается из зонтичных растений, которые имеют ствол в виде полой трубки (дягиль, борщевик, пучок). На этом инструменте исполняются импровизационные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии (как соло, так и в ансамбле, за счет яркого и светлого тембра.
Легенда о Хобырах-
Давным-давно сын одного бая пошел на охоту. Мелкую дичь подстрелит – сам себе ужин готовит, зверя подстрелит, оставляет. Так он прожил месяц. Однажды он подстрелил журавля, вечером приготовил ужин из птицы и от делать нечего взял ножку журавля и стал дуть, он начал делать дыры на ножке, оттуда появился красивое звучание и назвал он этот инструмент Хобырах – дудка. Когда возвращался домой, он заиграл на хобырахе – его услышали молодые и все собрались у него. И здесь начались игры, песни и тахпахи под звуки хобыраха.
Из найденных за все время существования археологии музыкальных инструментов это самый древний музыкальный инструмент.
ЧАТХАН
Древнейший, самый популярный и любимый струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль струнами, семейства цитр (из - 7, - 9, - 12, - 14 струн). Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Чатхан является «королём» среди струнно-щипковых музыкальны инструментов хакасов. Чатхан стал неотъемлемой частью жизненного уклада, обычаев и обрядов хакасов. Звуки чатхана сопровождали человека всю его жизнь: при рождении ребёнка, на свадьбе чатханист тахпахами благословлял на счастливую жизнь молодых. В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте.
Легенда о чатхане
Существует предание о чатхане, получившего название по имени своего творца. Пастух по имени Чатхан создал этот волшебный инст-т из глубокого сочувствия к людям-тоже пастухам, которые пасли бессчётное число ханских стад скота. Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянув на него конские волосы в качестве струн. Так красиво звенели звуки чатхана, что у людей сладко замирало сердце, птицы замолкали, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и прудах, табуны лошадей останавливали свой бег.
Этапы исследования :
1. Теоретический:
Изучив литературу, посмотрев познавательные фильмы, из бесед с воспитателем и родителями, я узнала, что, у хакасов встречаются самые различные музыкальные инструменты — ударные, шумовые, духовые, струнные, в том числе смычковые. Их около 15 видов. Я изучил историю и устройство 6 - ти основных и древних инструментов.
2. Практический:
Вооружившись теоретическими знаниями, мы с мамой решили своими руками изготовить самый известный хакасский инструмент – чатхан. Для этого нам понадобился картон, гуашь, ватные палочки, хакасские узоры и макароны в виде ракушек.
Заключение:
С поставленными в моем исследовании задачами я справилась, изучила историю происхождения музыкальных инструментов, познакомилась с особенностями, видами. Узнал и увидел как они выглядят. Я думаю продолжить исследование по этой теме.
Список литературы:
1. Кенель А. А. Народное музыкальное творчество хакасов. Абакан, 1955;
2. Стоянов А. Описание хакасских народных музыкальных инструментов. А