Татьяна Маковецкая
Конспект интегрированного занятия «Гжельская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство детей с русским декоративным искусством «Гжель».
Задачи:
1. Обучающие:
• Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности
• Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла
• Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета.
• Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Гжельская роспись“» размещена в разделах
• Активизировать словарный запас
2. Развивающие:
• Развивать умение рисовать декоративные композиции с элементами гжельской росписи (разные линии, черточки, точки, капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, рисовать гуашевыми красками, кончиком кисточки.
• Развивать интерес к народно-декоративно прикладному искусству.
• Развивать чувства формы, симметрии
• Развивать мелкую моторику
3. Воспитывающие:
• Воспитывать уважительное отношения к ценным достояниям своего народа
• Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели.
• Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы
Материалы и оборудование:
Иллюстрации на тему «Гжель». Посуда, сувениры, ткань украшенные гжельской росписью. Трафареты посуды для росписи. Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова
Тип занятия – интегрированное.
Предварительная работа:
• Знакомство с гжельской росписью
• Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов
• Слушание рассказов об истории происхождения промысла
• Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»
• Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М. Боброва, «Небесная Гжель» И. А. Лыкова (рассказ о промысле)
• Чтение стихов: «Сине белая посуда» С. Вахрушева, «Гжель» П. Синявский
• Слушание музыки
Планируемые результаты: Выставка детских рисунков гжельской посуды, получение новых знаний о народном промысле Гжель.
Вводная часть:
Организационный момент. Приветствие
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся и с гостями, и друг другом.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
В: Скажите, ребята, в какой стране мы живем, как называется наша родина?
Д: Россия.
В: Какой самый главный город России?
Д: Москва.
В: Так давайте вместе отправимся в путешествие в местечко недалеко от города Москвы под названием Гжель.
В: А как можно туда добраться?
Д: Ответы детей (перечисление транспортных средств).
В: Мы сегодня отправимся в Гжель ни на поезде, ни на самолете, а окажемся там с помощью волшебства. Закройте глазки и говорите волшебные слова.
1,2,3,4,5,6,7,8, 9, 10 покружись,
В: Гжельском мире окажись.
А где мы оказались, ребята? Кто может почитать, что там написано.
Д: Правильно, мы оказались в музее в городе Гжель.
Кто сможет объяснить, что такое музей? (Музей - место, где собирают, изучают, хранят и показывают предметы).
- Для чего людям музеи? (гипотезы детей)
- Как называются предметы в музее? (экспонаты)
- Ребята, как вы думаете, как старинные вещи попадают в музей? (их находят археологи, дарят люди).
- Как называется выставка в музее? (экспозиция)
- Какие профессии людей - работников музея вы знаете? (хранитель, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель и др.)
- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)
Сегодня я стану вашим экскурсоводом и расскажу, покажу вам искусство Гжельских мастеров.
Но прежде, чем посетить в музей, давайте вспомним правила поведения в музее.
Ответы детей:
В музее вести себя тихо и скромно
Экспонаты не трогать руками
Слушая экскурсовода, стоять полукругом, не вставать перед другим посетителем.
В музее не разговаривать, не перебивать экскурсовода во время рассказа
Не пользоваться телефоном
В конце обязательно поблагодарить экскурсовода
Делать фото только с разрешения
А вот беда, музей закрыт, и нас не пускают, пока мы не соберем картинки экспонатов этого музея. Этот будет как наш входной билет.
Игра «Собери картинку»
Что я вижу, что за диво,
Сколько радости вокруг.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух.
Ребята, а что мы видим?
Ответы детей: Чайник, сахарницу, тарелку, и т. д. Как можно их называть одни словом
Д: Посуда
Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины.
Сегодня я стану вашим экскурсоводом, и мы с вами познакомимся с народным творчеством с названием Гжель.
Чтение «Сказка о синей гжели»
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера гончарного дела.
-Кто такие гончары?
Ответы детей: Мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали - думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно -голубое чудо». И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.
Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи.
Давайте вспомним приемы рисования узоров.
Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью.
Но прежде чем рисовать давайте разомнём пальчики.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Сеточки, цветочки и, конечно, завиточки
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем узоры гжель. (руки вниз и в стороны)
Под народную музыку дети разукрашивают трафареты посуды гжельской росписью.
Рефлексия
Ребята, мы сегодня узнали и увидели много интересного. Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось?
Ответы детей:
Какой росписью мы сегодня занимались?
Почему она называется «гжельской»? Какие элементы и цвета говорят нам о том, что перед нами гжельская роспись?
Давайте поиграем в игру «Найди различия и сходства». Изучая нашу посуду, найдем отличия в нашей посуде.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.