Лидия Анатольевна Кутовая
Конспект группового тренинга для учеников 5 класса «Детям о правах»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КРАСНОАРМЕЙСКА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Конспект группового тренинга
для учеников пятых классов
на тему: «Детям о правах».
Составила: Социальный педагог
Кутовая Лидия Анатольевна
2019- 2020 учебный год
Публикация «Конспект группового тренинга для учеников 5 класса „Детям о правах“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Средняя школа, 5 класс
- Темочки
Цель: знакомство обучающихся с термином «права человека», с понятием Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, их назначением.
Задачи:
1. В игровой форме познакомить с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка.
2. Формировать чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны.
3. Воспитывать гражданское самосознание.
Контингент: обучающиеся 5-х классов.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, цветные карандаши, 3 листка с написанными статьями из Конвенции о правах ребенка, бумажные человечки.
Ход мероприятия.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час будет не совсем обычным. Сегодня мы поговорим о наших правах. И начнем мы его с таких слов: «Вся философия прав человека основана на несомненной ценности. Эта ценность – человек». (Слайд №1) На нашем классном часу нам нужно будет выяснить: что такое права, какими правами мы обладаем и есть ли какие-то особые документы, в которых прописаны наши права. Чтож, давайте начнем.
1. Беседа.
– Когда-то в нашей стране жил удивительный человек, звали его Андрей Платонов. Он писал веселые и грустные рассказы, повести о том, как живет человек на земле.
Этот удивительный писатель сказал: «Без меня человечество не полно». Я предлагаю вам подумать над этими словами Андрея Платонова. Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами? Как вы понимаете эту мысль?
– «Я один из тех, из кого состоит человечество, и если меня нет, оно, человечество, уже не полно».
На экран выводится слайд№2.
– Представьте, что большой круг – это человечество, а каждый кружочек внутри круга - отдельно взятый человек. Представили? А теперь закроем один кружочек. Он пропал. Его нет. Место пропавшего кружочка пусто, так? (Слайд№3) А если мы поставим на это место другой кружочек? Почему что-то не то? (Слайд №4)
Мы помним, что на нашем плакате каждый маленький кружочек - это человек. Следовательно, каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество. Правда, здорово? И если всего лишь один человек пропадет, то человечество уже не полно.
– А как вы думаете, хорошее оно, человечество?
Отчего зависит, хорошее человечество или плохое?
– Это зависит от того, каков я и каков каждый из нас, таково и человечество
Значит, чтобы человечество было хорошим, нужно, чтобы каждый из нас был хорошим. Так?
2. Игры «Кто я?», «Какой я?»
– А сейчас поиграем в две небольшие игры. Сначала мы проведем разминочную игру «Знакомство» или «Кто я?» (Начиная с учителя каждый ребенок представляется. «Меня зовут… Я люблю…» Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих.)
– Сейчас поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами. (Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).
– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый, исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный (ученики ставят на человечке синий кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
3. Вывод по играм
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?
1. Знать, что хорошо, а что плохо.
2. Знать о том, как вести себя.
3. Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.
4. Что такое «права человека»
– А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.
– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер… Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
• Мы – дети своих мам и пап;
• Мы – ученики;
• На улице мы – пешеходы;
• В театре – зрители;
• А еще все мы имеем права.
Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. (Ответы учеников)
Обобщим наши ответы. Посмотрите на таблицу. (Слайд №5)
Что такое права человека
Совокупность правил, без которых он не может существовать Совокупность представлений о достойном положении человека Справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству
5. Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка
10 декабря исполнилось 63 года со дня принятия Всеобщей декларации прав человека, в которой прописаны личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека, а в 1991 году в нашей стране была ратифицирована Конвенция о правах ребенка. (Слайд №6)
Какие основные права записаны в Декларации прав человека? Как вы думаете?
• Право на жизнь;
• Право на жилище;
• Право на образование;
• Равенство перед законом;
• Свобода совести и вероисповедания;
• Равенство прав мужчин и женщин;
• Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
• Право избирать и быть избранным;
• Право на неприкосновенность жилища. (Слайд №7)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанности государства охранять наши права.
Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.
Права взаимосвязаны и взаимозависимы. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Россией в 1991 году. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет, и права детей в ней рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач:
• выживания;
• развития;
• защиты;
• обеспечения активного участия детей в жизни общества.
6. Игра «Нарисуй статью».
Теперь проведем игру по статьям Конвенции о правах ребенка
Игра «Нарисуй статью». (Детям раздаются листки бумаги, на которых сверху напечатана одна из статей Конвенции, и предлагается ее проиллюстрировать).
Статья 1. Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают.
Статья 2. Ребенок имеет право на образование.
Статья 3. Каждый ребенок имеет право на лечение.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Молодцы! Итак, с некоторыми из своих прав мы познакомились. Но вместе с правами что вы имеете безотрывно?
– В статье 29 Декларации прав человека записано :
«Но все права связаны с обязанностями».
Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.
Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. Вот мы опять вернулись к нашим человечкам, то есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили. Что такое Конвенция о правах ребенка? Когда она была ратифицирована в России? Что такое «права»? Молодцы! Надеюсь, что каждый из вас будет стремиться к тому, чтобы пополнять свои положительные качества и искоренять отрицательные для того, чтобы наше человечество становилось лучше! До новых встреч!