Наталья Медведева
Групповой проект «Давайте знакомиться»
▼ Скачать + Заказать документы
«Давайте знакомиться!»
Авторы проекта : воспитатель Медведева Н. И.
Участники проекта :
Дети;
Воспитатель младшей группы;
Родители;
Старший воспитатель.
Сроки реализации проекта – среднесрочный (июль-октябрь).
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Возраст: 2-3 года.
Публикация «Групповой проект „Давайте знакомиться“» размещена в разделах
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта Про-блема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротиче-ским реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики.
Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад!».
Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин тяжелой адаптации детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают, чем занять детей дома. Анкетирование показало, что более 50% родителей, из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложного адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.
При поступлении в нашу группу (август 2013г.) 65% детей не умели пра-вильно держать ложку, у них отмечалась слабо развитая мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствуют навыки общения между сверстниками и взрослыми.
Возраст от 1-1, 5 лет считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во мно-гих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу со стороны взрослых.
Все вышеуказанное позволило мне сделать вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах особенностей развития детей раннего возраста и подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания. А это, в свою очередь, ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.
Значимость вышеуказанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цели проекта :
-Обеспечить успешное протекание адаптации у детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ с помощью игры.
-Сохранение и укрепление здоровья детей раннего и младшего возраста.
Задачи проекта.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
-Развивать игровую деятельность детей.
-Воспитывать чувство симпатии к детям и взрослым.
- Снимать общее эмоциональное и мышечное напряжения детей в группе;
-Повысить уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и уровень их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адапта-ции);
Анкетирование (родителей);
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей (выставка «Дары природы»)
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Схема реализации проекта.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, определяющих его поведение.
В период реализации проекта использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
- Элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- Релаксационные игры (песок, вода);
- Сказкотерапия;
- Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю;
- Культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адапта-ция детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Реализацию проекта условно разделила на несколько этапов:
1. Первый этап – подготовительный:
Формирование проблемы;
Определение задач;
Подбор игр;
Размещение информации согласно периоду в родительский уголок;
Дополнение предметно – пространственной среды в группе :
- уголок дидактических игр;
- уголок развивающих игр;
- книжный уголок;
- уголок по театрализованной деятельности;
- уголок конструирования
2. Второй этап – основной:
Знакомство с семьёй.
Ознакомление родителей с системой работы ДОУ.
Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.
Беседы с родителями.
Поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребы-вания детей в группе.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Переведение каждого ребенка на общий режим.
Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей.
Работа с детьми.
Вид деятельности
- Телесная терапия. «Обними меня», «Ехал поезд запоздалый»
- Музыкатерапия. «Вот как мы умеем», «Паровоз»
- Упражнения на дыхание. «Греем ручки», «Как дует ветер»
- Игра с водой. «Наливаем, выливаем»
- Игры с конструктором «Лего», крупным конструктором.
- Чтение художественной литературы. А. Барто «Игрушки», Русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»; «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский.
- Игры с воспитателем «Новая кукла», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает»
- Подвижные игры. «Зайки», «Пчёлки», «Кот и мыши», «Бегите ко мне», «Птицы и автомобиль», «Игра в поезд», «Самолет»
- Дидактические игры. «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»
- Пальчиковые игры. «Черепаха», «Пальчик-мальчик», «Мы капусту рубим», «Качи, качи», «Апельсин»
- Общение «Давайте познакомимся», «Утреннее приветствие», «Игра в гос-ти»
- Рассматривание предметных картинок.
-Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем. «Куклы пляшут», «Спектакль игрушек»
-Наполнение центра развивающих и дидактических игр: игры на цвет, форму, величину
Итог проектной деятельности : Коллективная работа «Жар птица»
Консультации для родителей:
«Жизнь детей в адаптационный период»;
«Маленький человек в новой среде»;
«Значение подвижных игр в период адаптации детей в ДОУ»
Фотовыставка.
Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
3. Третий этап - заключительный.
Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
1. Подведение итогов на родительском собрании.
2. Оформление фотовыставки.
Ожидаемый результат:
В результате моей проектной деятельности у детей появится интерес и желание играть, возрастет речевая активность, что положительно повлияет на самостоятельную игровую деятельность, эмоциональное напряжение понизится, будет наблюдаться положительная реакция и эмоциональный отклик детей на приход в детский сад.
Результаты работы по проекту :
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизиро-вать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей: 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.
Собраны материалы родительских собраний (фотоальбомы «Я и моя семья»; «Наши успехи»; анкеты); консультации, памятки, буклеты для роди-телей.
В проект активно включились все родители детей нашей группы. Качество отношений в системе «педагог-родитель-дети» выросло. Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы. В результате работы над проектом степень адаптации детей в группе в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, они проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Важно то, что сотрудники детского сада и родители объединили усилия и обеспечили малышам эмоциональный комфорт. Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Литература
Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М. : Просвещение, 2003.
Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981.
Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. – До-школьное воспитание №9, 2006.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учре-ждения. – М. : Владас, 2007.
Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. - Дошкольное воспитание №8, 2005.
Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.