Володина Светлана Александровна
Групповой образовательный проект «Дом» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой образовательный проект для средней группы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 21»
Подготовила: воспитатель С. А. Володина
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы «Радуга» и их родители.
Срок реализации: 15 – 26 апреля 2019 г.
Тип проекта:
По составу участников: групповой с привлечением родителей.
По срокам реализации: краткосрочный (2 недели).
По основному виду деятельности: познавательный, творческий.
Публикация «Групповой образовательный проект „Дом“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В возрасте 4-5 лет особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение ребенка к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Дом – тема, которая понятна, доступна и близка детям среднего возраста. Она несет большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество положительных впечатлений. Человеку нужен дом, для него он гарант защиты и безопасности, место для отдыха, общения, работы и увлечений.
МОТИВАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Рядом с нашим детским садом располагается новый застраивающийся микрорайон. Многие дети, проживающие там, имеют возможность наблюдать как возводятся новые дома с ними по соседству, работают строители и строительная техника. Некоторые ребята с нетерпением ждут переезда из старого дома в новый. И конечно же, они неустанно делятся своими впечатлениями, ожиданиями, наблюдениями. Именно поэтому мы не смогли остаться в стороне от столь интересной для нас темы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
: создать условия для всестороннего личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и инициативы, а также обогащения познавательной сферы в ходе образовательного проекта «Дом».
Задачи проекта.
1) формировать у ребенка представления о доме как месте, где живет человек, семья, о месте, где можно чувствовать себя защищенным, в безопасности;
2) расширить представления о различных видах домов (изба, городской многоэтажный дом, коттедж, йглу, шалаш, юрта, дворец, замок, частях дома (труба, крыша, дверь, стена, лифт, подъезд и пр., названиях комнат в зависимости от назначения (гостиная, детская, столовая, кухня и пр., строительных материалах, инструментах и технике, уточнить представления о некоторых предметах домашней обстановки;
3) развивать умение замечать причинно-следственные связи, видеть зависимость типа жилья от места проживания человека, учиться сравнивать различные виды жилья;
4) помочь запомнить и научить называть свой домашний адрес;
5) вызвать любознательность, интерес к рукотворному миру, труду взрослых;
6) расширить представление детей о строительных профессиях, инструментах и материалах, раскрыть значимость данной профессии, воспитывать уважительное отношение к труду человека;
7) закрепить правила безопасного поведения дома;
8) обогащать представления о жилищах животных, птиц, насекомых;
9) развивать все стороны устрой речи в рамках темы, обогащать словарь (предметный словарь – строительные профессии, строительные материалы, техника и инструменты, виды домов, жилища животных; глаголы – строить, красить, закрывать, открывать, стучать, прибивать, жить и пр. ; словарь признаков: многоэтажный, кирпичный, многоквартирный, деревенский и пр.); учиться составлять описательные рассказы о домах;
10) учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать согласие / несогласие;
11) вызывать желание делиться известной им информацией по теме, использовать различные источники для поиска необходимой информации;
12) формировать предпосылки совместной деятельности со сверстниками, создавать условия для совместной продуктивной деятельности, позволяющей получать общий продукт;
13) воспитывать устойчивый интерес к продуктивной, творческой деятельности, желание и умение отображать предметы рукотворного мира в своих рисунках, поделках, постройках;
14) поддерживать мотивацию к участию в различных играх, в том числе сюжетно-ролевой, театрализованной деятельности;
15) обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, вызвать положительные эмоции в процессе данной деятельности;
16) повышать педагогическую грамотность родителей по проблеме формирования у их конструктивных способностей.
Планируемый результат:
Познавательная сфера детей обогащается знаниями о доме как месте, где живет человек, о различных видах домов, частях дома, названиях комнат, строительных материалах, инструментах и технике, строительных профессиях и пр.
Дети знают свой домашний адрес, знают основные правила безопасного поведения дома, понимают необходимость соблюдения этих правил.
Дети проявляют интерес к рукотворному миру, труду взрослых, пользуются различными источниками информации: рассматривают иллюстрации в энциклопедиях и книгах, задают вопросы сверстникам и взрослым, пользуются схемами для рисования и пр.
Дети проявляют уважительное отношение и интерес к труду взрослых, строительным профессиям.
Совершенствуются все стороны речи, обогащается словарь по теме.
Совершенствуются художественные, конструктивные способности, дети пытаются отображать предметы рукотворного мира в своих рисунках, поделках, постройках.
Обогатился опыт участия детей в различных видах деятельности, в том числе совместной продуктивной деятельности, играх, беседах.
Возросла педагогическая грамотность родителей в вопросах формирования конструктивных способностей детей.
Детско-родительские отношения обогатились позитивным опытом совместной творческой деятельности, родители выступают источником новой информации, помогают использовать различные источники для получения необходимых сведений.
Продукты проекта:
- памятка для родителей «Конструктивные способности детей 4-5 лет»;
- подборка художественной и познавательной литературы, наглядного материала;
- копилка дидактических, настольных, пальчиковых, речевых, компьютерных игр, мультфильмов, аудиозаписей;
- продукты детского творчества (рисунки, аппликации и пр.);
- фотоматериалы и пр.
Материалы и оборудование:
1) С. Вохринцева «Дидактический материал «Наш дом»
2) «Мой дом. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы в картинках»
3) «Мой дом. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Серия «Забавы в картинках»
4) «Наш дом» Наглядно-дидактическое пособие. Серия «Рыжий кот»
5) «Строительство: специальности, техника, материалы. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Серия «Забавы в картинках»
6) «Строительная техника. 16 обучающих карточек» Наглядно-дидактический материал для занятий в саду и дома. Главный редактор Кристина Хомякова
7) материалы для художественного творчества: карандаши, цветная бумага и картон, клей, ножницы, трафареты, пластилин и прочее
8) ноутбук с доступом к Сети Интернет, копилка мультфильмов
9) настольно-печатные, дидактические игры «Уютный домик», «Построй дом (на автоматизацию звуков)», «Чей домик?»,
10) карточки с дидактическими заданиями «Что перепутал художник?», «Отыщи предмет на картинке», «Найди всех кошек на окошках»,
11) пазлы «Три поросенка»,
12) художественная литература по теме, энциклопедия «Полезные машины» Главный редактор Кристина Хомякова. – М. : СИМБАТ, 2018. – 40 с.
13) Л. К. Ладутько «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и рукотворный мир. – Мозырь: Содействие, 2011. – 96 с.
14) Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
15) палочки Кюизенера, пособие Б. Б. Финкельштейна «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце сидели…»
16) мяч, гимнастические палки, маски
17) комплекты «Игра – занятие «Истории в картинках. Часть 1. Сюжеты для развития логического и образного мышления в группах детского сада и индивидуально», «Игра – занятие «Истории в картинках. Часть 2. Сюжеты для развития логического и образного мышления в группах детского сада и индивидуально»
18) «Чудо-дерево», карточки на обогащение словаря по теме «Дом»: части дома, названия комнат,
19) иллюстрации, плакат «Кто где живет?»
20) Шалаева Г. П. Домашний этикет / Шалаева Г. П. – М. : АСТ: СЛОВО, 2009. – 36 с.
21) Л. В. Яковенко «Детям о безопасности дома»
22) Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
23) М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Предметы быта. Грамматика в играх и картинках».
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ
Я знаю….
Вика: «В доме есть диван, кухня, балкон, ванная»
Настя: «Стол, телефон, ботинки»
Рома: «Их строят строители»; «Крыша, окна, пол, дверь»
Тимофей: «Шкаф, телевизор, крыша»
Есения: «В доме живут люди»
Рома: «Чтобы построить дом, люди делают ремонт»
Диана Е. : «Это называется «Чинят»
Паша: «Я видел дом в 11 этажей»
Ваня: «Дом строят из кирпичей»
Артем Ч. : «Есть деревянные дома»
Есения: «Они называются деревенскими»
Тимофей: «Дома нельзя рисовать на стенах»
Ярик: «В дом есть коридор»
Паша: «У бобра плоский хвост» Вика: «Нарисовать дом»
Я хочу узнать (хочу сделать….
Паша: «Дом из бумаги сделать»
Паша: «Есть ли у дома склад, где хранят старые вещи?»
Ярослав: «Как из крана течет вода?»
Как узнать (сделать)
Рома: «Фломастерами или карандашами»
Ярослав: «У водопроводчика спросить»
Взаимодействие с родителями:
- консультация по теме «Формирование конструктивных способностей детей 4-5 лет»;
- папка-передвижка «Безопасность ребенка в быту»;
- мастер-класс «Такие разные дома»;
- совместный родителей вместе с детьми поиск информации о различных типах домов.
День первый – 15 апреля.
Групповая деятельность
Утро радостных встреч. Модель трех вопросов.
Художественное творчество (рисование карандашами / фломастерами) / познание «Дом: городской и деревенский» ХЭ, П, СК ВИКА: «НАРИСОВАТЬ ДОМ»
Задачи:
- закрепить у детей представления о понятии «Дом» как месте, где живет человек;
- развивать наблюдательность, логическое мышление;
- выделить отличительные особенности городских и деревенских домов;
- продолжить формировать умение рисовать предметы на основе знакомых геометрических фигур;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать чувство привязанности к родному дому.
Выбор ребенка: рисование городского / деревенского дома, рисование цветными карандашами / фломастерами.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Ф, Р
Просмотр мультфильма «Бим, Бам, Бом и волк» СК, Р
Сценарий И. Пивоварова «Экран», 1974.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uk5YO4vuXd0
Чтение: Е. Карганова «Песенка мышонка» Р
Настольная игра «Уютный домик» Р, П
Задачи:
- закрепить представления о предметах домашнего обихода, закреплять обобщающие понятия «Мебель», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда».
Дидактическая игра «Что перепутал художник?» (по картинкам с изображением домов) П, Р, СК
День второй – 16 апреля.
Групповая деятельность
Познание «Моя квартира» П ПАША: «ЕСТЬ ЛИ У ДОМА СКЛАД, ГДЕ ХРАНЯТ СТАРЫЕ ВЕЩИ?»
Задачи:
- закрепить у детей представления о понятии «Дом» как месте, где живет человек, где он может чувствовать себя в безопасности;
- воспитывать бережное отношение к дому, личному имуществу;
- формировать представления о комнатах в квартире и их назначении;
- обогащать словарь по теме;
- развивать умение работать в подгруппах, высказывать свое мнение.
Выбор ребенка: партнер по совместной деятельности.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Ф, Р
Речевые малоподвижные игры с мячом «Давайте посчитаем (комната, дом, этаж)», «Сосчитай этажи в каждом доме (один этаж – дом одноэтажный, два этажа – двухэтажный и пр., «Какие бывают квартиры? (одна комната – однокомнатная и пр.).
Задачи:
- учить согласовывать числительные с существительными;
- показать, как можно образовывать прилагательные путем сложения основ.
Чтение: С. Михалков «Три поросенка» Р
Рассматривание, обсуждение картинок, иллюстраций с изображением различных комнат в квартире, частей дома Р, П
Дидактическая речевая игра «Построй дом» Р
Задачи:
- автоматизация звуков Л, К
Пазлы «Три поросенка» ХЭ, Р
День третий – 17 апреля.
Групповая деятельность
Игра – инсценировка «Три поросенка» ХЭ, СК, Р
Задачи:
- развивать умение передавать образы с помощью жестов, мимики, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (страшно, сердито, грустно, радостно);
- систематизировать знания о знакомой сказке, ее героях;
- поддерживать интерес к театрализованной деятельности;
- помогать преодолевать стеснительность, развивать творческую активность.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Ф, Р
Речевые малоподвижные игры с мячом «Один – много», «Назови ласково» (дом, части дома, названия комнат, мебель в разных комнатах) Р
Задачи:
- учить употреблять имена существительные во множественном числе (по принципу «Один – много», образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Источник: Л. К. Ладутько «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и рукотворный мир. – Мозырь: Содействие, 2011. – С. 41 (Вариант 2).
Целевая прогулка «Наблюдение за домами» СК, П, Ф
Задачи:
- развивать любознательность, интерес к разнообразию домов и построек;
- формировать навык количественного и порядкового счета, умение сравнивать по различным основаниям.
Просмотр мультфильма «Дом, который построили все» СК, Р
Сценарий М. Ликсперов «Союзмультфильм», 1984.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pcNfcU6IPwY
Чтение: русская народная сказка «Заюшкина избушка» Р
Стихотворные упражнения «Новый дом», «Беспорядок» Р, СК
Цель: знакомить с простейшими антонимами, синонимами (словами – противниками и словами – приятелями).
Источник: Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
Геометрические игры с использованием палочек Кюизенера (по пособию «На золотом крыльце сидели.» с. 3, 6, 22, 27, 28) ХЭ, Р, П
День четвертый – 18 апреля.
Групповая деятельность
Художественное творчество (конструирование из бумаги – оригами) «Домик для гномика» П
ПАША: «ДОМ ИЗ БУМАГИ СДЕЛАТЬ»
Задачи:
- продолжить знакомство с техникой «Оригами»;
- учить складывать базовую форму «Дом» из квадрата;
- формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией;
- развивать аккуратность, мелкую моторику, глазомер, умение доводить начатое дело до конца.
Выбор ребенка: цвет постройки, ее украшение, дополнение деталями, фигурка гномика.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Ф, Р
Речевые малоподвижные игры с мячом «Жадина», «Скажи наоборот» (дом, части дома, названия комнат, мебель в разных комнатах) Р
Задачи:
- учить употреблять притяжательные местоимения, обогащать словарь глаголов.
Чтение: В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок» Р, СК
Составление повествовательных рассказов по сюжетным картинкам «Как мышонок красил забор вокруг дома» («Истории в картинках Часть 1») Р
Цель: развивать связную речь, логическое мышление, умение строить повествовательные высказывания.
Сюжетно-ролевая игра «Мы переехали в новый дом» СК
Словарная работа с «Чудо-деревом»: обогащение словаря по теме «Дом»: части дома, названия комнат Р, П
Дидактическое задание «Отыщи предмет на картинке» (карточки с изображением прихожей, спальни, столовой, деревенского дома) П, Р
Задачи:
- обогащать, активизировать словарь;
- развивать зрительное внимание, восприятие.
День пятый – 19 апреля.
Групповая деятельность
Познание «Такие разные дома» П, Р
Задачи:
- расширить представления о различных видах домов, материалах из которых он может быть построен;
- развивать логическое мышление, учить делать элементарные выводы, понимать зависимость внешнего вида разных видов жилищ от выполняемых функций, места проживания человека;
- привлекать родителей к обогащению познавательной сферы детей знаниями о различных типах домов;
- развивать зрительное восприятие, связную речь.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Спортивное упражнение с использованием гимнастических палок «Мы построим дом большой» Ф, П
Речевые малоподвижные игры с мячом «Подбери признак / действие», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» Р, П
Задачи:
- учить подбирать признаки, действия к предмету;
- закреплять обобщающие понятия, развивать логическое мышление.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» СК, Р
Сценарий С. Маршак «Союзмультфильм», 1958.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uqGw8avTBVA
Чтение: Г. Цыферов «Как отдыхал подъемный кран?» Р, П, СК
Дидактическая малоподвижная игра «Можно – нельзя» СК
Задачи:
- актуализировать представления о правилах безопасного поведения дома.
Дидактическое задание «Найди всех кошек на окошках» П
Задачи:
- развивать зрительное внимание, восприятие.
День шестой – 22 апреля.
Групповая деятельность
Познание «Где чей дом?» П
Задачи:
- углублять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах;
- учить соотносить животное с его местом обитания;
- развивать познавательный интерес, словарный запас, любознательность.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Спортивное упражнение с использованием гимнастических палок «Мы построим дом большой» Ф, П
Пальчиковая гимнастика «Строители» Ф, Р
Целевая прогулка «Домики для птиц» Р, П, Ф, СК
Чтение: В. Бианки «У кого дом лучше всех?» Р, П
Настольная игра «Чей домик? П, Р
Просмотр иллюстраций на тему «Кто где живет?» П
День седьмой – 23 апреля.
Групповая деятельность
Конструирование «Что нам стоит дом построить» ХЭ, СК
Задачи:
- вызвать интерес к конструированию домов из различных видов конструктора;
- расширить опыт создания конструкций на основе представления о реальных архитектурных сооружениях;
- уточнить понятие о доме как жилище человека;
- развивать восприятие, творческое воображение, пространственное мышление;
- формировать умение работать в подгруппе.
Выбор ребенка: тип конструктора, партнер по совместной деятельности.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Строители» Ф, Р
Речевая малоподвижная игра с мячом «Кто где живет?» Р, П
Чтение Л. Яхнин «Какие бывают дома?» П, СК
Дидактическая игра «Забор» индивидуально П (ИКТ)
Цель: развивать зрительное восприятие, цветовосприятие, логическое мышление.
Режим доступа: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-zabor
Дидактические задания «Помоги пчеле найти дорогу к улью (лабиринты)» П
Цель: развивать психические процессы: внимание, восприятие.
День восьмой – 24 апреля.
Групповая деятельность
Развитие речи «Безопасность дома» СК, П, Р
Задачи:
- закрепить правила безопасного поведения дома: обращение с опасными предметами, которые встречаются в быту, рассказать о неприятностях, связанных с посторонними людьми;
- развивать связную речь посредством решения проблемных ситуаций.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Строители» Ф, Р
Малоподвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем» Ф, СК
Чтение Л. Яхнин «Какие бывают дома?» (продолжение) П, СК
Беседа «Мой домашний адрес» СК, Р, П
Дидактическая игра «Забор» индивидуально П (ИКТ)
Цель: развивать зрительное восприятие, цветовосприятие, логическое мышление.
Режим доступа: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-zabor
Словарная работа с «Чудо-деревом»: познакомить с многозначным понятием «Ключ» Р, П
День девятый – 25 апреля.
Групповая деятельность
Познание / речевое развитие «На стройке» П, Р, СК
ЯРОСЛАВ: «КАК ИЗ КРАНА ТЕЧЕТ ВОДА?»
Задачи:
- формировать представления о строительных материалах, инструментах и технике;
- обогатить представления о строительных профессиях, раскрыть значимость данных профессий;
- обогатить словарь по теме;
- воспитывать уважительное отношение к труду человека.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Строители» Ф, Р
Малоподвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем» Ф, СК
Чтение М. Пожарова «Маляры» П, СК
Дидактическое задание «Разрезные картинки» на тему «Дом» П
Сюжетно-ролевая игра «На стройке» СК
Конструирование из счетных палочек «Дом», «Забор», «Окно» и пр.
День десятый – 26 апреля.
Групповая деятельность
Художественное творчество (рисование / аппликация) коллективная работа «Детский сад – наш дом большой» ХЭ, СК
Задачи:
- совершенствовать умение рисовать лицо человека;
- продолжить знакомство с техникой «Оригами»;
- учить складывать окошко из прямоугольника.
Подгрупповая, индивидуальная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Строители» Ф, Р
Речевые малоподвижные игры с мячом «Кто что делает на стройке?», «Что нужно для строительства дома?», «Один – много», «Жадина» Р
Экскурсия к строящемуся дому, наблюдение за работой СК, Ф
Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом?» Р, СК, П
Составление повествовательных рассказов по сюжетным картинкам «Замок из песка» («Истории в картинках Часть 2») Р
Цель: развивать связную речь, логическое мышление, умение строить повествовательные высказывания.
Загадки на тему «Дом» Р, П
Просмотр наглядного материала, энциклопедий и книг на тему «Стройка» П