Светлана Кузнецова
Групповой краткосрочный проект «Навстречу Дню победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
В 2015 г. Россия отмечает 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. К сожалению, сегодня нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста как можно больше узнали о трагических событиях 1941- 1945 годов.
Публикация «Групповой краткосрочный проект „Навстречу Дню победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В преддверии празднования Дня Победы с детьми старшего дошкольного возраста был проведён блиц-опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал низкий уровень знаний ребят о героях Великой Отечественной войны, причинах возникновения праздника,наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, героев–победителей в Великой Отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Этот День Победы». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у детей формируются чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Цель проекта :
создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне; сформировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
• Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат.
• Дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945гг., в честь героев слагают песни, воздвигают памятники.
• Познакомить с боевыми наградами героев Великой Отечественной войны, городами-героями.
• Подвести к восприятию художественных произведений о войне, учить эмоционально и выразительно читать стихи, пословицы и поговорки о Родине, развивать продуктивную деятельность.
• Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла.
• Развивать связную речь, расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, закреплять звукопроизношение слов.
• Развивать память, мышление, логику (делать выводы и умозаключения, внимание (умение видеть глав-ное, творческие умения и способности.
• Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники.
• Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
• Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : групповой краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 28.04. по 06.05.2015г.
Разработчик проекта : воспитатель 1-ой кв. категории Кузнецова С. С.
Участники проекта :
• Дети старшей логопедической группы (5-6 лет)
• Воспитатели группы.
• Музыкальные руководители.
• Родители.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
• Выявление проблемы.
• Анкетирование родителей на тему «Надо ли рассказывать детям о войне?»
• Блиц-опрос для детей старшего возраста о Великой Отечественной войне.
Предметно-развивающая среда:
• Оформление мини-музея боевой славы;
• Дидактические игры с патриотическим содержанием;
• Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны: солдатские будни, города-герои, дети на войне, боевые награды ВОВ и т. д.
• Подборка художественной литературы: рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки о войне, мире, о празднике 9 Мая;
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности.
Средства реализации проекта :
• Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, коммуникативной, двигательной)
• Просвещение родителей.
• Организация развивающей среды.
• Знакомство с литературными произведениями о Великой Отечественной войне.
• Слушание музыкальных произведений по теме.
• Рассматривание плакатов, фотографий военных лет, иллюстраций, альбомов.
• Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок на темы: «Великая Отечественная война», «Родина», «9 Мая – День Победы».
• Работа по изобразительной деятельности: лепка, рисование, изготовление открыток, аппликаций на тему: «9 мая - День Победы», «Боевая техника», «Награды ВОВ» и т. д.
• Просмотр презентаций на тему: «Расскажите детям о войне», «9 мая – День Победы», «Дети войны», «Блокада Ленинграда», «Награды ВОВ».
• Создание альбомов, подборка фотографий на тему: «Города- герои», «Памятные места города-героя Смо-ленска и города Ярцево».
Работа с родителями:
• Создание папки-передвижки, посвящённой празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
• Советы родителям в родительском уголке: «Как рассказать детям о войне».
• Помощь родителей в сборе информации, материала о Великой Отечественной войне, в создании мини-музея боевой славы в группе.
• Посещение музеев, памятников погибшим воинам, экскурсии по улицам города, названных в честь героев-ярцевчан, создание фоторепортажа – «По местам боевой славы».
• Принять участие в создании стенгазет «Будем в армии служить», «Никто не забыт, ничто не забыто!»
• Выставка рисунков «День победы – глазами детей».
• Совместный просмотр фильмов, чтение художественных произведений на военную тему.
2. Основной этап.
Тема дня: «Что такое война?»
Виды детской деятельности. Мероприятия. Работа с родителями.
Игровая деятельность. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Военные», «Российская армия». Сюжетно-ролевая игра «Пограничники».
Дидактические игры: «Кто защищает наши гра-ницы» (закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов нашей страны., «Составь изображение» (составить изображение солдата из частей, «Собери солдата на службу»(закрепить знания детей о предназначении предметов, необходимых солдату.)
Логическая игра: «По какой дорожка должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей час-ти?»
Под. игры: «Сапёры», «Снайперы» (развивать ловкость, глазомер).
Оформление папки-передвижки, посвящённой празднованию 70-летия Победы в Великой Отечест-венной войне.
Консультация для родителей «Как говорить с ребёнком о войне».
Привлечь родителей к сбору ин-формации, материалов, художест-венной литературы о ВОВ. Помощь в создании атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Начать работу по изготовлению поделок совместного творчества детей и родителей на тему День Победы.
Предложить родителям принять участие в оформлении мини музея «Боевой славы» в группе.
Познавательная деятельность. Беседа «Почему война называется Великой Оте-чественной?» Цель: познакомить детей с понятием Великой Отечественной войны, рассказать о героическом подвиге защитников Отечества в годы войны.
Просмотр презентации «Расскажите детям о войне».
Рассматривание плакатов «Родина – Мать зо-вёт!»(И. М. Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси!»(худ. В. Корецкий).
Изобразительная деятельность. Рисование: «Война – глазами детей», «Военный транспорт».
Конструирование из крупного конструктора: «Крепость».
Лепка: «Пограничники».
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художест-венной литературы. Слушание марша «Прощание славянки» (муз. В. А. Агапкина сл. В. Лазарева.)
Чтение «Рассказов о Великой Отечественной войне «А. Митяева.
Заучивание поговорок и пословиц о Родине.
Скороговорки: «Вертолёт вертится винтами, волновал траву с цветами», «Матросы в матросках, матроски в полосках».
Тема дня: «Дети на войне»
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Военные», «Разведчики».
Настольно-печатная игра «Вещи военного време-ни» (активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов «шинель», «котелок», «фляжка», «гимнастёрка», «керосиновая лампа», «этажерка» и т. д.)
Логическая игра «Найди отличия» ( сравнение двух картинок: найти сходство и различие)
Д/и. «Что для чего» (закрепить знания детей о предназначении предметов военного времени).
Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Метание гранат» или «По окопу – огонь!»
Домашнее задание «Семейный герой» (рассматривание фотографий, относящихся к периоду ВОВ, рассказ о деятельности близких людей на благо Отечества; о том, чем дорога для семьи та или иная вещь);
Подбор материала к созданию альбома «Дети – герои войны»;
Познавательная деятельность. Рассказ воспитателя «Дети – герои войны», показ презентации по данной теме (познакомить с жизнью детей и подростков в годы ВОВ, сравнить жизнь современных детей с жизнью ровесников военных лет). Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме «Жизнь детей во время Великой Отечественной войны».
Заочная экскурсия «Лица Победы, дети войны» (познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважение к воинам-героям). Предложить родителям список литературы, рекомендуемый для чтения детям о Великой Отечест-венной войне 1941-1945гг.
Рекомендовать родителям орга-низовать совместный просмотр фильмов на
военную тему.
Изобразительная деятельность. Создание самодельных книг «Дети войны», «Герои тыла».
Конструирование из бумаги «Самолёт», «Пилотка».
Рисование «Игрушки детей военных лет», раскраски «Военная техника»
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художе-ственной литературы. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Мальчик из села Поповки». Разучивание стихотворения «Будущий мужчина» В. Косовицкий.
Чтение рассказов о подвигах детей в ВОВ. «Рассказ о мальчике Тише и отряде немцев», Ю. Яковлеа «Как Серёжа на войну ходил», А. Печерская «Дети – герои ВОВ», Ю. Королькова «Лёня Голиков» и т. д.
Тема дня: «Воин – солдат».
Игровая деятельность. С/р. игра «Полевая почта», «Медицинские сестры» (расширить представление детей о профессии почтальона, о значении работников почты в военное время).
Д/ Игры: «Чья форма», «Воину - солдату своё ору-жие» (развивать в игре сообразительность, внимание, умение выполнять поставленную задачу.)
Д/и. «Путешествие по городу», «Улицы нашего города», «Кто больше назовёт качеств героя».
Словесно-дидактические игры: «Слово рассыпа-лось», «Составь предложения», «Кто что делает?».
Физкультурный досуг «Мы бравые солдаты».
Продолжить исследователь-скую работу детей совместно с родителями о родственниках, членах семьи, которые были участниками Великой Отечественной войны, сбор фотографий, писем с после-дующем оформлением стен-газеты «Никто не забыт, ни-что не забыто».
Рекомендовать родителям посетить музей боевой славы в школе №9, экспозицию, по-свящённую ВОВ в краеведческом музее г. Ярцево.
Познавательная деятельность. Беседа «О воине – солдате» (Донести до детей важ-ность слова «солдат», о роли солдата в военное и мирное время, воспитание патриотических чувств, уважения и благодарности к защитникам отечества).
Рассказ воспитателя о героях-земляках г. Ярцево (познакомить детей с героями, ветеранами ВОВ, которые родились и проживали в родном городе, в честь которых названы улицы города, их подвигами.)
Составление рассказов детьми на тему «Мой прадедушка – герой».
Изобразительная деятельность. Конструирование из бумаги «Письмо солдата», «Военный треугольник», конструирование из конструктора «Лего» : «танк», «бронемашина», моделирование военной техники из счётных палочек, мозаики.
Рисование на тему «Солдат Победы».
Аппликация: «Открытка ветеранам» (развивать творческие способности, умение комбинировать в работе разные материалы и технологии).
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художе-ственной литературы. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о храбрости и смелости героев- солдат.
Рассказ Л. Кассиль «Памятник солдату», В. Катаев «В разведке», А. Твардовский «Рассказ танкиста». Заучивание Е. Трутневой Твои защитники».
Слушание песен военных лет. Рассматривание ре-продукций картин, фотографий солдат времён ВОВ и современной Российской армии.
Тема дня: «Города – герои»
Игровая деятельность. С/ р игры: «Военные моряки», «Госпиталь», «Мы санитары».
Д/ игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Отгадай военную профессию», «Ордена войны» (закрепить знания детей о военных профессиях, родах войск, орденах ВОВ; развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине, д/игры на развитие мелкой моторики «Выложи фигуру»
(из геометрических фигур выложить самолёт, танк, ракету, медаль, орден и т. д.)
Словесно-дидактическая игра «Скажи иначе» (Отечество-Отчизна, Родина; защитник Отечества –солдат, воин, богатырь и т. д., «Отгадай, какую военную технику я задумал (а(по типу игры «Да – нет»).
Развивающая игры «Кто больше назовёт родов войск?», «Чья эмблема».
Подвижная игра «Разведчики».
Консультация с родителями на тему «Рассказать детям о героическом прошлом Рос-сии»
Домашнее задание: заучива-ние стихотворения на тему : «Город-герой».
Рекомендации родителям: вместе с детьми съездить к мемориалам-памятникам в честь защитников Родины («Танк Победы» на пл. Победы, Памятник за-щитникам города Ярцево в 1941г. на р. Вопь, Мемори-альный комплекс Вечный огонь у подножия памятнику советскому солдату в пос. Яковлево и т. п.
Оформить фоторепортаж «По местам боевой славы»;
Объяснить детям значение слов и словосочетаний: под-виг, героический поступок, ветеран, памятник.
Познавательная деятельность. Рассматривание альбома «Города – герои». Познакомить детей с городами - героями и главным городом – героем Москвой, родным городом.
Ситуативный разговор «Памятные места нашего города и г. Смоленска» (развивать познавательный интерес, желание узнать больше об истории России) познавательная беседа «Символы Победы – ордена, медали и знамёна», рассматривание альбома «Ордена и медали ВОВ» (познакомить детей с боевыми наградами ВОВ, со знаменем Победы, которое водрузили над рейхстагом, воспитывать уважение к подвигам воинов, гордость за свой народ, любовь к Родине).
Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».
Изобразительная деятельность. Изготовление поделок для музея «Боевой славы», конструирование из бумаги «Звёзды Победы».
Рисование «Сражение в небе», «Вечный огонь», «Боевые награды». Аппликация, пластилинография «Знамя Победы», «Ордена и медали». Конструирование из крупного конструктора «Военный корабль»
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художе-ственной литературы. Разучивание песен «Песня о мире» сл. Т. Волгиной муз. А. Филлипенко, «Вечный огонь» сл. Д. Чибисова, муз. А. Филлипенко, знакомство с пес-нями военных лет «Катюша», «Синий платочек».
Чтение Е. Благининой «Баллада о добром свете»
Викторина «Пословицы и поговорки о мире, войне, героизме, Родине».
Тема дня: «День Победы».
Игровая деятельность. С/р. игра «Парад». Д/и.» Кто шагает на параде?», «Кому, что нужно для службы?», «Чья форма?», «Парад военной техники».
Под. И. «Кто быстрее соберётся по тревоге», игры-эстафеты: «»Кто быстрее доставит донесение», полоса препятствий: «Перенеси снаряды», «Перейди минное поле», «Чья ракета попадёт в цель», «Снайперы», «Перетягивание каната». Участие родителей в под-готовке выставке рисун-ков «День победы- гла-зами детей», подготовке и проведении праздника к 70-летию Победы «Никто не забыт, ничто не забыто» в ДОУ.
Предложить родителям вместе с детьми принять активное участие в город-ских мероприятиях по-свящённых Дню Победы.
Познавательная деятельность. Презентация «9 мая – День Победы».
Праздник к 70-летию Победы «Никто не забыт, ничто не забыто».
Беседа «Празднование дня Победы в нашем городе». Творческие рассказы детей «Если бы не было войны»
Ситуативный разговор «Безопасность на прогулке» (напомнить детям о правилах безопасности на улице). Беседа с детьми о соблюдении правил безопасности во время проведения военно-спортивных игр и эстафет.
Изобразительная деятельность. Изготовление коллективной работы «Аллея славы». Рисование «Парад Победы», «Салют в честь Дня Победы». Лепка «Военная техника»
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художе-ственной литературы. С. Маршак «День Победы», С. Михалков «Победа»
Рассматривание репродукций картин «Парад Победы»(М. И. Самаонов); «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941г.» (К. Юон); «Портрет маршала Советского Союза Г. К. Жукова» (П. Корин); «По-беда»(П. Кривоногов); слушание аудиозаписей «День Победы», «Ветераны»;
Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на гла-зах».
Заключительный этап:
Презентация проекта :
Оформление альбомов: «Герои города Ярцево», «Памятники защитникам Отечества в г. Ярцево и городе-герое Смоленске», «Ордена и медали Великой Отечественной войны 1941-1945г. г.», «Города–герои Великой Отече-ственной войны»; «Дети – герои войны»;
Стенгазета «Будем в армии служить!», «Никто не забыт, ничто не забыто»;
Выставка рисунков «День победы глазами детей!»
Создание мини-музея боевой славы;
Изготовление поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны;
Праздник к 70-летию Победы «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Получение результата:
• Дети понимают важность праздника День Победы в жизни каждого россиянина.
• Повысилась социальная компетентность дошкольников.
• В ходе реализации проекта у детей сформированы представления о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, Российской армии – надёжной защитнице нашего государства, празднике 9 мая.
• Родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ по патриотическому воспитанию.
Литература:
• «Сценарии праздника Великой Победы» / авт. -сост. Ж. В. Черноиванова (и др.) – Волгоград: Учитель, 2015.-141с.
• «С чего начинается Родина?»(опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2003.-192с.
• «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» -М. : «Издательство
Скрипторий 2003 «, 2011.-96с.
• Журналы :
• «Дошкольное воспитание» № 5/2013г.
• «Организация педагогического процесса» № 4/2008г.
• «Планирование» № 4/2008г.
• «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4,5/ 2010г.