Дарья Горинова
Использование инновационной технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста
Скрайбинг – это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.
Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения.
Публикация «Использование инновационной технологии „скрайбинг“ в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скрайбинг. Образовательная технология
- Темочки
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги, т. е. выступающий рассказывает что-то и в это же время иллюстрирует свой рассказ.
Виды скрайбинга
Рисованный скрайбинг
- это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Аппликационный и магнитный скрайбинг
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Магнитный скрайбинг разновидность аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску
Фланелеграфный скрайбинг
На нее крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей
Скрайбинг компьютерный
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Скрайбинг в развитии речи
Фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно повышает эффективность процесса запоминания, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение воспитанников.
В старшем и подготовительном возрасте рекомендовано вводить условно-схематичные изображения. Как на занятии, так и в свободной деятельности старшие дошкольники способны и сами создавать схемы или пиктограммы для загадок или рассказа. Так можно разучить стишок и применить как пальчиковую гимнастику
Не секрет, что дошкольнику трудно самому рассмотреть картину в полном объеме и рассказать, что он видит. Зачастую, это простой рассказ с обозначением только главных персонажей. Скрайбинг помогает полностью увидеть второстепенные элементы и даже запах и звук происходящего на картине. Для этого используются скетчи-пиктограммы. Такой скрайбинг позволяет рассматривать репродукции в группах, парах, индивидуально-и у каждой группы будет свое восприятие, которое поможет по-новому взглянуть на одну и ту же картину. Скетчи помогают лучше запомнить содержание картины, развивая не только художественное восприятие, но и речь ребенка, воображение, ассоциативное мышление дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и представления детей об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать, т. к. ребенок понимает, что это совсем нетрудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Использование скрайбинга является одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста, а также основных психических процессов (память, внимание, образное мышление).