Казанцева Ольга
Групповое занятие вокалом с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Для красивого пения у исполнителя должна быть внутренняя полная физическая свобода. Для достижения результата в певческой деятельности, начинаем работу с закрепления певческих навыков. Каждое занятие мы проговариваем детям о правильном положении корпуса, головы, о дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции.
Публикация «Групповое занятие вокалом с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Для этого необходимо добиться естественной позы певца:
- корпус держим прямо и свободно, плечи расправим;
- голова прямо, шею не вытягиваем и не напрягаем;
- ноги стоят под прямым углом к полу с опорой на пятки;
- руки свободно лежат между животом и коленями;
- мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии;
- нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги.
Певческая установка постепенно становиться навыком, потребностью, вырабатывается правильная привычка.
Все занятия по вокалу я начинаю с упражнений для физического ощущения свободы, с упражнений, которые расслабляют мышцы лица, шеи, плеч, корпуса. Так, постепенно, изо дня в день, правильный навык дает прекрасный результат. Ребенок чувствует физическую свободу и благодаря этому, голос развивается в естественных условиях.
В начале каждого занятия, я предлагаю детям принять правильное положение тела. Поэтому мы делаем небольшой расслабляющий комплекс упражнений: встаем, ссутулимся, расслабляем мышцы плеч и спины. Затем приподнимаем плечи, грудь, и откинем плечи назад. Спина становится крепкой и прямой, руки и шея свободными и легкими.
Вот примеры упражнений, которые мы выполняем с детьми :
«Дровосек» - Исходное положение: ноги поставим на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Взять двумя руками воображаемый топор, поднять его над головой, глубоко вдохнуть, затем вместе с коротким и полным выдохом через рот сделать быстрый наклон вперед, одновременно опуская руки вниз, т. е. ударяя топором по полену. При этом упражнении, произносим при выдохе и ударе топора восклицания типа: «Ух!», «Раз!» и т. д.
«Освобождение от усталости» - Исходное положение: ноги стоят на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и на вдохе подняться на носки.
«Насос» - Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 раз.
Кроме того, чтобы тело при пении было упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ёжика»).
Я провожу такие упражнения с детьми регулярно, правильно объясняя суть задания, но не превращая занятия в бестолковую забаву.
Основная часть занятия состоит из работы над звукообразованием:
1. Поем естественным светлым звуком без напряжения и крика. Крикливое пение искажает детский голос и приобретает горловой звук. Мы играем в игры «Позови меня», «Брось мячик», «Ау», «Снежки».
Пример игры» Ау» - звук «а» поем на низкой ноте, на этом звуке удобно открыть рот, а вверху гласный «у» хорошо собирает и округляет звук. Данные игры вырабатывают навык длительного выдоха, развивают звонкость и полетность голоса, а также развивают музыкальный слух у «гудошников». В данной игре-упражнении мы тренируемся в умении выходить в фальцетный режим с низкого звучания гласной.
Важно создать на занятии игровую ситуацию, и таким образом повысить интерес детей к певческой деятельности. Например, игра: «Однажды дети пошли гулять в лес (звучит спокойная музыка). Деревце за деревце, кустик за кустик - они и не заметили, как ушли далеко от взрослых и потерялись (на окончание музыки дети приседают). Стали взрослые звать детей: «Та-ня, ау!». Ребенок, которого позвали, откликается: «Ау». Таким образом, все дети имеют возможность индивидуально поупражняться в освоении навыка.
Можно создать такую ситуацию для позиционно высокого (головного) звучания, которая способствует воспроизведению звукоподражаний животных (мяукает маленькая кошка, лает маленькая собачка и др.). Когда ребенок подражает кошке («мя-у», он учится мягко открывать рот и не зажимать нижнюю челюсть; когда подражает петушку («ку-ка-ре-ку», поет высоко, протяжно, а подражание лаю маленькой собачки («гав-гав») помогает настроить голос на высокое головное звучание.
2. Учимся правильно открывать рот, опускаем нижнюю челюсть. Я использую упражнение «Открой ротик», оно помогает формировать навык правильного раскрывания рта на слоги «на», «ма», «да» : «Сжимаем пальчики в кулачки и прижимаем к груди – ротик закрыт, руки протягиваем вперед и раскрываем кулачки – ротик открывается широко, как ладошка». Одновременно с открытием рта, дети протягивают звук «а», стараясь тянуть его максимально длинно, глаза широко раскрываются, брови приподнимаются, голос и мимика передают интонацию радости.
3. Учимся плавно вести звук. Чтобы научить детей петь протяжно и напевно, необходимо, начиная с первой младшей группы учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Это дает возможность вовлечь ребенка в игру, а в игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса.
Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждают ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Протяжности, напевности звука способствует работа над гласными (например, в пропевании имен матрешек «Зина-Таня-Маша» – по трезвучию). Пение на слоги помогает достичь звонкости, а сочетание гласного с согласными т и м формирует правильное звучание. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей.
Добиваясь четкой и ясной дикции, я стремлюсь к тому, чтобы дети отчетливо произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Это требует от работы артикуляционного аппарата постоянных упражнений.
Маленьким детям довольно сложно объяснить различные певческие механизмы, поэтому педагогу желательно иметь в запасе много разных «ключиков» музыкальных знаний, использование которых интригует детей, заинтересовывает, пробуждает ассоциации, способствует усвоению певческих навыков.