Юлия Поминова
Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта «Особенности организации деятельности детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогического процесса, как универсальный инструментарий, позволяющий обеспечить его системность, целеориентированность и результативность.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Публикация «Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта „Особенности организации деятельности детей подготовительной группы“» размещена в разделах
Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Задачи групповой проектной деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте – это :
*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; *развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
*развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
*развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения
При организации группового взаимодействия детей, в ходе выполнения проекта важно соблюдать следующие условия:
1. Учитывать интересы и возможности детей
2. Учитывать особенности состава группы
3. Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.
4. Распределять роли между участниками группы
5. Организовывать коммуникацию
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия деятельности.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:
1. Повышается познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в группе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.
3. Некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.
4. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.
Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок чувствует себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки и поведение.
В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.