Роза Заббарова
Групповая форма работы с одаренными детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.
Публикация «Групповая форма работы с одаренными детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих. Поэтому я выбрала динамический подход, как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития»[1, С. 4]. В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности.
Одно из направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В дошкольном возрасте одаренность может проявляться в лингвистической, познавательной, коммуникативной, социальной, эмоциональной и другой сферах [2, С. 15]. Развитию общих и специальных способностей одаренных дошкольников в этих сферах способствует такая форма работы как групповая работа, позволяющий обучать детей в интерактивной форме. Во время групповой работы, одновременно с получением информации дошкольники имеют возможность закреплять ее в непосредственном взаимодействии друг с другом. Это делает процесс обучения интереснее и обеспечивает реализацию такого условия развития одаренности как моделирование положительных эмоций [3, С. 3]. Преимущество групповой работы обеспечивается еще и позицией опосредованного руководства, когда педагог лишь сообщает задания группе и инструкцию по его выполнению. Управление деятельностью каждого ребёнка осуществляется самими детьми внутри группы, в процессе самостоятельной работы над заданием и решением возникающих проблем [4].
Помимо этого, групповая работа направлена на реализацию таких целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как : проявление детской инициативы и самостоятельности, способности ребенка активно взаимодействовать со сверстниками, умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты и следовать установленным правилам [5].
При взаимодействии с дошкольниками необходимо придерживаться определенного алгоритма реализации групповой работы. Далее я опишу его, дополняя примерами из своего опыта работы в подготовительной группе.
Первый этап – распределение детей на подгруппы. В практике я пользуюсь считалкой, либо жеребьевкой. Например, перед воспитанниками ставится поднос, на котором под тканью лежат медали желтого и красного цвета. Детям предлагается вытянуть медаль и пройти к столу с таким же условным цветовым обозначением.
Чтобы работа в группе была продуктивной и принесла максимальный результат, ее члены должны принять определенные правила. В нашей группе правила устанавливались на предыдущих занятиях в совместной с воспитателем деятельности. Среди них: говорить по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать и помогать друг другу. Для лучшего запоминания, каждому правило было придумано свое графическое изображение. Прежде чем приступить к непосредственной работе в группе, воспитатель показывает детям карточки с изображением каждого правила.
Дошкольникам тяжело конструктивно построить диалог, договориться друг с другом и прийти к единому мнению. На практике я столкнулась с проблемой, когда практически каждый ребенок хочет быть капитаном. Для избегания конфликтных ситуаций и учитывая особенности развития детей дошкольного возраста мы ввели правило «Распределение ролей в группе» через ролевые жетоны. При таком подходе каждый участник получает роль, а на следующем занятии меняет ее, пробуя свои силы в новом деле. Если ребенку достался жетон «Капитан команды», то он становится ответственным организатором работы внутри группы, его мнение является решающим. Ребенок, получивший роль «Оформитель» должен графически изобразить выводы, полученные в ходе группового обсуждения. «Рассказчик» получает возможность представить продукт групповой работы соседней команде и воспитателю. Остальные дети получают важную роль «Мыслителя».
После того, как группа согласна действовать по заданным правилам, можно переходить к следующему этапу – создание атмосферы групповой работы. Для этого я использую упражнение на придумывание названия и девиза команды. После, приступаем к выполнению группового задания, содержание которого зависит от задач конкретной образовательной деятельности. Важным этапом в алгоритме организации групповой работы является межгрупповое взаимодействие, когда каждая команда демонстрирует результат своей работы.
Последним этапом, традиционно, является рефлексия, когда каждой команде предлагается оценить не только свою работу, но и работу товарищей. Таким образом, мы получили алгоритм групповой работы, состоящий из шести этапов: распределение детей на группы, принятие правил групповой работы, создание атмосферы групповой работы, выполнение группового задания, межгрупповое взаимодействие, рефлексия.
В течение года воспитанники моей группы в форме групповой работы выполняли задания на расширение кругозора, знаний об окружающем мире, умения устанавливать причинно-следственные связи, параллельно развивая такие познавательные процессы как память, внимание, восприятие, мышление и воображение. Результаты проделанной работы воспитанники продемонстрировали во время участия во Всероссийском интеллектуальном турнире способностей «Росток-UnikУм».
Таким образом, результатом систематической работы одаренных детей в группе является готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, решать поставленную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца. Групповая работа даёт каждому ребёнку эмоциональную поддержку, а воспитателю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.
Список использованных источников:
1. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская; научн.
ред. В. Д. Шадриков. – М. : Изд-во «Магистр», 2003. – 95 c.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., МПСИ, Флинта, 2014. 141с.
3. Белоусова А. К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3. С. 2-4.
4. Бородина Е. П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №3. С. 65-70.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс]. URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения 21.08.2019)