ирина скомаровская
Гримасы — за и против, плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы делаем замечание ребенку: «Не показывай язык! Хватит кривляться! Ведешь себя, как клоун в цирке. Это не красиво, не культурно». Да, согласна не красиво, не культурно в транспорте, на улице, или другом общественном месте. А вот дома с мамой, или с папой, на занятии с воспитателем, или с логопедом это даже очень полезно. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Публикация «Гримасы — за и против, плюсы и минусы» размещена в разделах
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения определенными звуками (бормотанием, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи вашего ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и контроль этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция (произношение) связана с работой многочисленных мышц, в том числе и жевательных, и глотательных, и мимических. Таким образом, гимнастика необходима для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости и шеи.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности (разнообразности) движений органов участвующих в речевом процессе.
Специалисты рекомендуют отложить обучающие DVD игры и фильмы, так как ваши простые жесты и мимика научат малыша говорить. Оказалось, что дети, чьи родители часто жестикулируют, имеют больший словарный запас.
Американские исследователи изучили поведение 50 малышей и их родителей. В год и 2 месяца дети использовали 21 жест и 13 слов. В то время как их родители - 40 жестов и 350 слов при общении друг с другом.
Спустя 3 года ученые снова проверили словарный запас детей и были приятно удивлены. Оказалось, что дети, родители которых больше жестикулируют, используют при общении слов на 25% больше.
Специалисты также провели параллель между жестикуляцией и произносительными навыками и обнаружили прямую связь. Чем больше родители разговаривают со своим ребенком, строят гримасы, жестикулируют, тем выше словарный запас, шире кругозор и лучше произносительные навыки ребенка.
Подвижность и точность движения мышц лица, языка, губ, маленького язычка – являются одним из главных условии правильного звучания гласных и согласных звуков. Большую роль при произнесении звуков играют щеки и губы. Они удерживают слюни и посылают их к глотке вместе с боками языка. Если же мышцы щек не работают, то и губы утрачивают свою активность, так как мышцы губ и щек взаимосвязаны. Мышцы могут быть дряблыми, напоминать тряпочки, не в состоянии принимать активное участие как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц поддерживать и направлять слюну к глотке. При нарушении функции жевательно-артикуляционных мышц дети, разговаривая, стараются не открывать рот совсем, произносят звуки сквозь зубы, как бы процеживая их. Самыми же активными, подвижными являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук в речи.
Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относятся к языку, как наиболее рабочему органу. Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в «трубочку» при произнесении звука [у]. В «улыбку» при произнесении [и], [ы]. Могут округляться при произнесении звука [о]. При произнесении звуков [с, з, ц, л и др. ] губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении [ш,ж]. Самая подвижная нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п,б,м,в,ф].
Для произнесения различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. При этом звуки в речи произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение.
По этому, уважаемые родители, во избежание многих речевых дефектов, предложите ребенку дома вместе с вами, сидя перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:
1.«Птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки губ. Язычок – «птенчик» - сидит в гнездышке и не высовывается.
2. «Обезьяна». Широко открыть рот и максимально вытянуть язык к подбородку.
3. «Улыбка - Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой, а затем улыбнуться.
4. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, а потом надувать поочередно.
5. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
6. Поднять верхнюю губу так, чтобы были верхние резцы. Опустить нижнюю губу обнажая нижние зубы.
7. «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в спокойном, расслабленном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
8. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык вверх – вниз. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны.
Таким образом, уважаемые родители, уделяя ребенку 15-20 минут в день можно избежать серьёзных проблем с речью.
9. «Собачка злиться». Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.
10. Сморщивание всего лицо и растягивание его в длину с раскрытием рта.
11. Поднимание и опускание бровей.
12. Одновременное закрывание и открывание глаз.
13. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
14. Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.
15. Нюхательное движение. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, показывая зубки.
16. Поочередное поднимание правой и левой щеки.
17. Движение ноздрями.
18. Придать лицу выражение удивления, радости, горя. Гнева.
19. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.
К сожалению, количество детей с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Речь ребенка самостоятельно без вашего вмешательства не может. Помогите своему ребенку!