Татьяна Горбунова
Границы в общении с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое границы?
Чтобы понять что такое границы в психологическом контексте, хотелось бы разобраться для начала с такими понятиями как понятия "правила", "запреты".
Что такое "правила" в общении? В упрощенном смысле, правила - это определенные действия придуманные кем то относительно чего либо. В каждой семье свои правила, нельзя утверждать, что какие то правила лучше, какие то хуже, все это зависит от каждой конкретной семьи и различных факторов, которые могут существенно влиять на содержание этих правил. Например, не разговаривать за столом во время приема пищи, убирать посуду за собой со стола и т. д. Однако, в одной семье такие правила могу быть, а в другой нет. Если мы не будем устанавливать правил, ребенок их сам установит. Например, он будет плачем добиваться всего что он хочет.
Темочки:
Но есть и другая крайность, когда родитель пытается жестко контролировать все что должен делать, говорить и думать ребенок.
Правила нужны, чтобы жизнь в семье была более комфортной и удобной для ее членов. С правилами, жить становится проще, легче. Правила могут меняться в течение жизни семьи.
Запрет - признание чего то вредным, ненужным, опасным. Запреты, как правило, выражаются в категоричной форме, их не так много на самом деле и они касаются безопасности человека и не требуют дополнительных пояснений (нельзя трогать розетку, нельзя играть на дороге, нельзя брать утюг, когда кто то гладит и т. п.)
Граница - это предел, допустимая норма. Это грань или забор нашего домика в котором мы чувствуем себя в безопасности. И у каждого человека этот забор будет разным. У кого то его совсем нет, у кого то он очень прочный. У одних, это пятиметровый каменный забор с колючей проволокой и автоматчиками на башнях, а у кого то отсутствует вовсе — все двери открыты нараспашку.
Хорошо это или плохо давайте по рассуждаем вместе.
Как вы считаете нужны ли детям границы?
Прежде чем мы с вами ответим на этот вопрос, я предлагаю нам выполнить один небольшой тест.
Закончите следующие предложения первым, что придет вам в голову.
Если детям все запрещать, то…
Если детям все разрешать, то…
Если ребенка совсем не контролировать, то…
Если ребенка постоянно контролировать, то…
Если ребенку постоянно помогать, то…
Если ребенку никогда не помогать, то…
Если ребенку никогда не уделять внимание, то…
Если ребенку постоянно уделять внимание, то…
Если родители думают только о себе, то…
Если родители думают только о детях, то.
На основании своих ответов вы можете сделать предположение, что вы думаете, про слишком жесткие или слишком мягкие границы в отношениях родителей и детей.