МААМ-картинки

Грани комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений при сопровождении детей с нарушениями в поведении

Марина Валентиновна
Грани комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений при сопровождении детей с нарушениями в поведении

Наш детский сад – это детский сад компенсирующего вида, направленный на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и строит свою работу в большей степени как инклюзивный детский сад. В структуре детского сада 9 групп компенсирующей направленности: 8 групп для детей с нарушениями зрения и 1 группа для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Контингент этих групп - это дети с ограниченными возможностями здоровья, анамнез которых отягощен нарушениями неврологического характера, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания.

Публикация «Грани комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений при сопровождении детей с нарушениями в поведении» размещена в разделах

Дети с нарушениями в поведении – требуют особого внимания и подхода, поскольку их поведение может существенно отличаться от социально-обусловленной нормы детей.

В нашем детском саду есть дети с социально-обусловленной нормой, среди них можно выделить детей с повышенным уровнем тревожности, гиперактивных детей и детей с агрессивным поведением.

У детей с ТМНР также наблюдаются нарушения поведения. Здесь мы чаще сталкиваемся с агрессивным поведением, при этом агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого себя (но чаще на самого себя). Это может проявляться в виде укусов, ударов по голове или других формах физического воздействия на себя. Использование методов поведенческой терапии, а также создание безопасной и поддерживающей обстановки могут помочь уменьшить уровень агрессии.

Сегодня мы будем говорить с вами о детях с социально-обусловленной нормой, которые имеют нарушения поведения. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в общении, выражении своих эмоций и понимании социальных норм. В работе с данной категорией детей воспитатели сталкнулись с определенными трудностями

-традиционные методы обучения и воспитания становятся неэффективными, что требует от них индивидуального подхода к каждому ребенку

-понимание психологической стороны проблемы, механизма нарушенного поведения

-недостаточный уровень эмоциональной грамотности у воспитателей

-позиция игнорирования трудностей ребенка со стороны родителей (законных представителей

Создание поддерживающей и безопасной среды в детском саду, где они смогут открыто выражать свои чувства и переживания, имеет решающее значение.

В своей работе воспитатели применяют:

- применять игровой метод, который помогает детям научиться контролировать свои эмоции и поведения в безопасной обстановке.

- воспитатели могут использовать персонализированные подходы, учитывающие особенности каждого ребенка, например, разрабатывать индивидуальн,ые образовательные маршруты. Такие маршруты могут включать специальные задания и игры, направленные на развитие сотрудничества и саморегуляции.

Кроме того, важно обучать детей навыкам решения конфликтов и коммуникации. Воспитатели могут проводить ролевые игры, где дети учатся выражать свои мысли и чувства, находить компромиссы и предотвращать конфликты. Это развивает не только социальные навыки, но и эмоциональный интеллект, что играет ключевую роль в психосоциальной адаптации.

Регулярные занятия физической активностью также могут положительно сказаться на поведении детей. Упражнения помогают снизить уровень стресса и агрессии, а также развивают моторные навыки и дисциплину. Важно предоставить детям возможность как индивидуальной, так и групповой активности, что способствует укреплению командного духа и взаимопомощи.

Также полезны занятия по арт-терапии, позволяющие детям выражать свои переживания через творчество.

Не менее важным является взаимодействие с родителями. Часто воспитатели сталкиваются с недостаточной поддержкой со стороны семей, что усложняет процесс воспитания и коррекции поведения. Налаживание эффективной связи с родителями является ключевым моментом, который способствует совместному преодолению трудностей и обеспечивает более стабильный результат в воспитании детей с нарушенным поведением.

Кроме того, важным аспектом работы с детьми с нарушенным поведением является вовлечение родителей в процесс коррекции. Открытое и честное общение с семьями позволяет создать единую линию поведения как в образовательном учреждении, так и дома. Психологические консультации для родителей, информирование о методах работы с детьми и рекомендации по тому, как поддерживать положительные изменения в семье, способствуют укреплению общего подхода.

Для успешной работы с детьми с нарушенным поведением также важно постоянное профессиональное развитие воспитателей. Участие в тренингах, семинарах и группах поддержки может значительно расширить их инструментарий и повысить уверенность в своих силах. Понимание современных методик коррекции поведения, психологии детей и семейных отношений способствует более эффективному взаимодействию с детьми и их семьями.

Психолог.

В нашем детском саду у детей с условно возрастной нормой интеллекта можно выделить такую особенность как нарушения либо незрелость в эмоциональной- волевой сфере, которые проявляются через тревожность и гиперактивность. Эти состояния существенно влияют на процесс социализации в детском коллективе и обучения детей, создавая трудности как для самих детей так, и для воспитателей. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия мы относим особенности эмоционально- волевой сферы, в частности, нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и тип семейного воспитания. В отличие от нас, взрослых, ребенок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать кричать и топать ногами, обижаться. И это происходит не только потому что у него слабо развит самоконтроль, но и главным образом потому что у него нет жизненного опыта. Многое для него ново и даже самые простые вещи становятся открытием, вызывая горячий отклик.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь понять, что всякое действие имеет последствие и есть другие способы выражать свое эмоциональное состояние, обучить ребенка адекватному механизму реагирования на различные жизненные ситуации по мере расширения его опыта. Постепенно с накоплением опыта и знании ребенок научится контролировать свои эмоции и действия что станет основной для его успешной социальной адаптации и личностного роста.

А сейчас рассмотрим особенности в поведении детей с высоким уровнем тревожности и гиперактивностью. Алгоритм помощи таким детям

Эти дети не могут остаться незамеченными в детском коллективе. Педагоги часто сами обращаются ко мне за помощью они замечают, что:

ребенок часто испытывают сильное беспокойство и страх не только в новых видах деятельности, но и в повседневных (режимных) моментах. Затрудняется в ответах на групповых занятиях, а если отвечает, то очень тихо и неуверенно, теряется. Мимически реагирует на смену интонации педагога, ищет ее глазами. Ребенку комфортно в группе, но и воспитатели и родители отмечают особые трудности. Он избегает коллективных игр, так у ребенка затруднен контакт со сверстниками что безусловно препятствует освоению новых навыков. Гиперактивные дети, наоборот, проявляют избыточную активность и импульсивность. Остро реагируют на замечания педагога нарушают правила поведения, границы взаимодействия со сверстниками, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми. На занятиях им сложно усидеть на одном месте, они постоянно отвлекаются сами и отвлекают других. Часто травмируются, двигательное расторможены. Чаще всего, педагоги отмечают достаточно высокий уровень развития, но в связи с тем, что у них слабо развитых навыки самоконтроля они часто перебивают, не дослушивают до конца вопрос, не дают возможности ответить другим детям. В их адрес очень часто звучат замечания со стороны педагога.

Далее я реагирую на обращение. Начинаю диагностику с педагогического наблюдения в различных режимных моментах (на занятиях воспитателей и специалистов в свободной деятельности). Использую рисуночные тесты (кактус несуществующее животное тест Темла Амен Дорки, впрочем, диагностический инструментарий достаточно широк, каждый использует то, что для него наиболее информативно.

В связи с частыми запросом воспитателей- о трудностях взаимодействия с такой категорией детей. Была организована обучающая сессия для тех педагогов нашего детского сада у кого в группах были выявлены дети с нарушениями в поведения. Как правило, это воспитатели старших и подготовительных групп, где эмоциональные реакции у детей становятся более явными (в этом возрасте дети начинают активно взаимодействовать, учатся делиться, договариваться, разрешать конфликты).

Цель обучающей сессии - обучение педагогов практическому использованию психолого- педагогических методов и приемов взаимодействия с агрессивными гиперактивными и тревожными детьми. Алгоритмизация помощи детям с эмоциональными нарушениями и выработка единой стратегии воспитания. Вовлечение родителей и формирование единого коррекционно развивающее пространства.

Здесь мы рассматриваем критерии тревожности (гиперактивности) у ребенка, направления и особенности работы с детьми с нарушениями в поведении. (тревожным ребенком -повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, обучение умению управлять собой). Обсуждаем правила работы с тревожными детьми. Особенности игровой деятельности и стратегии позволяющие создать доверительное пространство в группе. Педагоги учатся использовать дыхательные упражнения и ролевые игры, как инструменты для снижения стресса.

Обучающие сессии для педагогов способствуют развитию профессиональных навыков необходимых для эффективного взаимодействия с детьми с нарушениями в поведение. Способствуют раннему выявлению и своевременной коррекции нарушений.

В нашем детском саду есть педагог по изо, который помогает нам увидеть анализ ситуации группы в целом. Используя приемы рисования, дети с помощью цвета передают свое эмоциональное состояние. И тогда можно увидеть с чем связан уровень повышенной тревожности у детей. Выявить помощников (безусловно принимающих детей с положительным эмоциональным фоном) и триггеры. Возникает более полное представления о эмоциональном фоне группы.

Далее идет важный этап — это установка контакта с родителями. Это позволит больше узнать о ребенке (не важно, что мнение мамы может субъективно нам важно, как мама характеризует своего ребенка. о способах взаимодействия ребенка вне детского сада со сверстниками). О внутрисемейной ситуации мы тоже можем узнать (по возможности из рассказа мамы о своем ребенке и можем увидеть особенности внутрисемейных взаимоотношений) понять стиль семейного воспитания! Эта информация для нас очень важна, потому что нарушения в стиле семейного воспитания являются одним из основных факторов риска, обуславливающих возникновение отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Поняв причину, нарушенного поведения, мы можем более точно выработать единую стратегию по коррекции имеющихся нарушений. Налаживание эффективной связи с родителями является ключевым моментом, который способствует совместному преодолению трудностей и позволяет создать единую линию поведения как в образовательном учреждении, так и дома.

Не всегда все идет гладко. С какими же трудностями мы сталкиваемся на этапе вовлечения родителей.

-непринятие трудностей в детском саду. Донести до родителей сложившуюся ситуацию. Замечали ли они звоночки этих трудностях.

-многие родители могут не осознают важности своего вовлечения участия (как именно они могут помочь своим детям). Это часто приводит к недопониманию и недостаточному взаимодействию с нами.

- психологические барьеры (страх быть непонятой, не компетентной)

-нехватка времени у родителей. В стремительном ритме жизни полная занятость и постоянные заботы. Родителям сложно выделить время для консультации или семинара.

Наша задача в этом случае подобрать такие инструменты и методы, которые были бы доступны и понятны с учетом их возможностей и интересов, которые родитель сможет использовать (применять) в дальнейшем.

В 2023 году педагоги нашего детского сада приняли участие в программе по создаю ЛРОС и развитию личностного потенциала у всех участников образовательных отношений.

ЛП — это комплекс еще не раскрытых или еще не используемых задатков, способностей, умений навыков, особенностей характера, личных качеств!

В программе нам был предоставлен УМК СЭР дошкольников (в который входит: парциальная программа с готовыми сценариями занятий, сценариями родительских собраний и детско- родительских мероприятий, рабочая тетрадь для ребенка – обо мне и для меня, где предусмотрены разнообразные способы взаимодействия с пособиями. Каждое занятие завершается рекомендованным домашним заданием. Цель программы- создание условий для социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Мы взяли в работу данный комплекс, так как у нас есть запрос (потребность) в расширении нашего опыта в работе с детьми с нарушениями в эмоционально- волевой сфере. Наша цель- подготовить детей не только к успешному обучению в школе, но и к активному и гармоничному участию в жизни общества.

Реализует данную программу педагог- психолог (я) с марта 2024! Была сформирована контрольная группа детей с эмоционально- волевыми трудностями (тревожные гиперактивные агрессивные) у детей наблюдаются трудности социального взаимодействия, коммуникации в детском коллективе, слабо развиты навыки самоконтроля.

Так же в контрольную подгруппу включены, так называемые дети “Помощники”, для того чтобы создать более гармоничную атмосферу взаимодействия. По принципу взаимовлияния. В результате таких взаимодействий, наши помощники развивают эмпатию, учатся принимать различия и становятся более чуткими к эмоциональным состояниям своих сверстников. В свою очередь, дети с эмоциональной незрелость и нарушениями, наблюдают альтернативные способы реагирования на стрессовые ситуации. Такая своеобразная модель поведения и социальной адаптации, что способствует облегчению коммуникации и установлению доверительных отношений между всеми участниками подгруппы.

В рабочих тетрадях дети занимаются регулярно. В них предоставлены иллюстрированные задания- ситуации понятные, (близкие, в которых они видят себя, пробуждающие интерес к обсуждению, проговариванию, обмену мнениями. Занятия отличаются разнообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса ребёнком. Это раскрашивание, рисование, конструирование, пантомимические этюды, просмотр фрагментов мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений (различной тональности).

Более подробно рассмотри блоки программы

Восприятие и понимание причин эмоций

-идентификация эмоций (по мимике, пантомимике, действиям, по вербальным и невербальным признакам)

-Понимание причини эмоций (понимание ситуационно обусловленных эмоций).

-Выражение эмоций (посредством мимики, пантомимики, вербальное и невербальное выражение эмоций, выражение эмоций в творчестве.

Какими навыками овладели дети из контрольной группы по данному блоку.

Дети различают эмоции: радости, грусти, злости, страха удивления — по позе, жестам, движениям. Умеют определять эти эмоции по мимическим признакам.

При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт, живое общение) дети умеют распознавать эмоции участников, делают верные предположения о причинах возникновения этих эмоций, событиях, предшествующих ситуации.

Научились выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений. В рисунке, аппликации, движении.

2. Эмоциональная регуляция.

-владение простыми навыками саморегуляции

Дети определяют своё эмоциональное состояние и его интенсивность; могут описать ситуацию, ставшую его причиной. знакомы с несколькими способами саморегуляции

3. Социальное взаимодействие. Мы как раз находимся на этапе реализации данного блока программы.

Мы учимся оказывать эмоциональную поддержку. Распознавать некоторые ситуации, в которых человеку нужна помощь. Учимся обращаться за помощью, выбрать для этого знакомого взрослого или сверстника, сформулировать свою просьбу.

- коммуникативная компетентность (установление и поддержание взаимодействия, эмпатия, эмоц. поддержка и взаимопомощь, сотрудничество, поведение в конфликтной ситуации.

- социальная компетентность (следование формальным правилам поведения. (приветствие, прощание, благодарность, извинение) Принимает, может следовать правилам, принятым в семье, в группе.

я уже говорила, что к каждому занятию предусмотрены совместные творческие домашние задания! Тематика которых обусловлена содержанием занятия!

К примеру, задание из первого блока программы!

Предложи своим родным представить себя художниками и нарисовать поочерёден портреты друг друга с разными эмоциями. Выберите, кто из вас первым будет показывать эмоцию, а кто рисовать. Это можно сделать с помощью считалки. Потом поменяйтесь местами, чтобы у всех получились свои портреты!

Детям нравятся задания с творческой направленностью, где есть возможность выбора, совместного обсуждения. Они с удовольствием делятся тем, как они выполняли это задание, кто какие эмоции выбрал для демонстрации и почему! После, у нас получилась целая выставка семейного творчества – Семья на эмоциях.

И эти задания разнообразны. Это может быть совместное прослушивание музыкальных и литературных произведений, просмотр мультфильмов и иллюстраций с дальнейшим обсуждением героев (их эмоционального состояния и причин почему эти эмоции возникли, приобретает опыт сопереживания герою. Как можно помочь герою, просмотр семейного альбома с фотографиями (вечер семейных воспоминаний). Совместное приготовления печенья (смайлики).

Получается, желание и интерес детей - побуждают родителей активно включатся в образовательных процесс. Мы уже на этом этапе отмечаем, что родители стали уделять больше времени детям, объяснять, разговаривать, вместе рассуждать. Это такое некое творческое семейное пространство, которое способствует созданию личностно развивающей среды, как в доу, так и дома.

Публикации по теме:

Консультация «Стоит ли пресекать в поведении детей подражание животным?» Иногда замечаю не совсем обычное поведение одного ребёнка, то он бегает на четвереньках, то рычит, подражая животным, говорит, что он.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Грани комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений при сопровождении детей с нарушениями в поведении
Опубликовано: 27 октября 2024 в 08:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Грани комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений при сопровождении детей с нарушениями в поведении» (включая файлы) размещена пользователем Марина Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД