Татьяна Потехина
Грамматика денег
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности на тему : «Грамматика денег»
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Публикация «Грамматика денег» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение высказывать предложение, воспитывать внимательное отношение к мнению сверстников, формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и совместного принятия решений, развивать социальный интеллект. Воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Познавательное развитие: закреплять, представления о понятиях «деньги», «купюры», «семейный бюджет» и его составляющие - пенсия, зарплата, стипендия. Учить сравнивать монеты и купюры. Закрепить термины «банкомат», «банковская карта», «наличные и безналичный деньги».
Речевое развитие: обогащать детскую речь словами: «банкомат», «купюры», «семейный бюджет», «банковская карта». Побуждать детей внимательно слушать собеседника, конструировать грамматически точные ответы и правильные высказывания.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие проявления, фантазию, эмоциональную сферу детей.
Физическое развитие: стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.
Оборудование: набором разных монет и банкнот, презентация, ноутбук, проектор. Пластиковые тарелочки, монеты, бумажные деньги для экспериментов
Ход занятия:
Приветствие колокольчиком: передаем колокольчик друг другу с ласковыми словами.
Воспитатель: Сегодня ребята я вам предлагаю научиться бережно расходовать деньги и правильно тратить их по назначению. Вы согласны?
Ответы детей
Воспитатель: Но чтобы тратить их бережно, нужно знать, что такое-Экономика.
Воспитатель: Экономика ребята — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. Деньги- это всеобщее платежное средство.
Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда.
Но для начала давайте выясним откуда же произошли деньги, то есть история происхождения (презентация).
Вопросы:
1. Ребята так какие бывают деньги? (Бумажные, железные, пластиковые)
2. Ребята в какой мы стране живем? -России.
3. Как называется валюта в нашей стране –рубль.
4. Ребята из чего сделаны деньги –из бумаги. Они называются –банкнота или купюра.
Их делают из специальной бумаги и специальной краски. Зачем? Чтобы защитить деньги от подделок.
5. Какие еще бывают деньги? пластиковые.
(Игра на экране) «Денежки»
Стихотворение «Деньги» (Катя. С)
За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек.
Меняются люди, дома, города
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
А что будет дальше?
Давайте мечтать!
Давайте придумывать и воплощать!
Физкультминутка.
Мы устали чуточку
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон. Прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
В. : - Ребята! Слышите к нам кажется кто то идет
Здравствуйте ребята, я Матроскин очень серьёзный кот, я решил открыть свой магазин. Только вот что в нём продавать, я не знаю. У меня есть корова, посоветуйте, чем я может торговать?.
Д. : - Молоком! Молочными продуктами!
М. : - Верно!
М: А какие молочные продукты вы знаете? (Ответы детей)
М. : - Ребята, а как будут называться эти продукты, когда попадут на прилавок? (товар) А что ещё понадобится мне, кроме товара?
Д. : - Прилавок, весы, кассовый аппарат, холодильник (чтобы не испортились продукты).
М. А что еще нужно, чтобы хорошо продавались эти продукты.
Д. Нужна реклама.
М. - Правильно, то есть прорекламировать товар. Так что же такое реклама?
Д. Это, когда рассказывают о каком – либо товаре.
М. Правильно, ребята. Реклама – это объявление. Объявление о каком – то мероприятии или товаре. Рекламировать можно всё что угодно: продукты, одежду, обувь, книги, игрушки, хозяйственно-бытовые товары, дома, машины и ещё многое другое.
Ребята еще у каждого товара есть своя цена.
Цена- это такое количество денег, которое необходимо для покупки какого либо товара или услуги.
М. : - А теперь ребята, я хочу проверить, как вы решите экономические задачки. Если справитесь, я доверю вам оставшееся дело (игра на экране) «Сравни»
М - Молодцы! Ребята, теперь я убедился, что вы знакомы с экономическими понятиями. Теперь могу возвращаться к себе в Простоквашино открывать свой магазин.
До свидание!
В: Ребята,давайте еще раз вспомним какие бывают деньги (бумажные или железные)
Бумажные называются купюры, а железные монеты.
Правильно! они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
(Ответы детей)
Воспитатель: А может мы это проверим?
Как настоящие исследователи проведем опыты.
Проходим к столам
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: перед вами ребята две тарелочки с водой
Кладите в одну тарелочку бумажную купюру, а в другую железную монетку.
Что происходит?
Бумажная купюра намокла, а железная нет.
Ответы детей
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД плюс монетке.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Купюра
Правильно. Молодцы!
4 Эксперимент: Магнитики
Ребята, давайте также возьмем бумажную купюру и железную монетку, и поднесем к ни магнитики. Что произойдет?
Железные монетку примагнитит а бумажную нет.
Воспитатель: Совершенно верно.
Ребята, какой вывод мы сделаем проделав все эти опыты?
По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что семья платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику семьи?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги семейного бюджета.
Стихотворение «Экономика» (Алиса. Р)
С экономикою нас,
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»
Как деньги экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
Рефлексия: Игра на экране «Клад»
В : Ребята, вам понравилось на занятии?
(Ответы детей)
А, что понравилось? (ответы детей)
А, что было трудным для вас? (ответы детей)
В: Ребята, а что нельзя купить за деньги? Как вы думаете?
(Ответы детей)
В: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость-это не просто умение экономить, но и уметь жить.
Молодцы!