Демидова
Консультация «Грамматический строй родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого
развития детей.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.
Публикация «Консультация „Грамматический строй родного языка“» размещена в разделах
Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей преддошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условнорефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».
Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Ребенок может, например, понимать лексический смысл слов яблоня, посадить, т. е. соотносить их с внеязыковой действительностью, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях: Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдательного причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные отношения). Однако в дальнейшем, если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых в предложениях мыслей.
Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений, употребляет их интуитивно, усвоив в процессе естественного восприятия родного языка.
Поэтому важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все (все) грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека (хотя, повторяем, процесс этот протекает бессознательно). И если он тормозиться неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала.
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка : «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления.»
В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Из вышесказанного мы видим как важно усвоение грамматической системы родного языка для речевого, интеллектуального развития детей.