Получи документы

Графомоторные навыки у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Лихоманова Надежда
Графомоторные навыки у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

Публикация «Графомоторные навыки у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т. д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

В логопедии можно встретить классификацию ТНР:

- алалия;

- афазия;

- ринолалия;

- дизартрия;

- заикание.

Существует еще одна классификация, которая выделяет 3 группы по клиническому составу категорий детей:

- неосложненная форма характеризуется минимальной мозговой дисфункцией: плохая регуляция мышечного тонуса, моторных дифференцировок, а также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы;

- осложненная форма включает в себя детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и т. д. ;

- грубое недоразвитие речи отмечается у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга.

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается недостаточная сформированность движений кистей и пальцев рук, большие трудности проявляются в переключаемости, ритмичности и дифференциации движений. В исследованиях Т. П. Буцыкиной, отмечается, что дети с данными нарушениями затрудняются при выполнении двигательных упражнений по пространственно-временной ориентировке, часто нарушают последовательность действий, пропускают их составные части. Также отмечаются трудности в контроле и регуляции при осуществлении двигательных актов, характеризующиеся замедленностью и застреванием на одной позе, что значительно усложняет процесс формирования графомоторных навыков.

В работах С. Е. Большаковой было доказано, что «от того насколько сформированы тонкие движения пальцев руки зависит уровень развития речи». «Это доказывает то, что, зоны двигательных и речевых систем расположены достаточно близко, поэтому если происходит отставание в развитии движений пальцев, то и речь не будет соответствовать возрастной норме».

Как правило, при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, по развитию графомоторных навыков, видно, что у большинства, нарушены :

–зрительно-моторная координация;

– зрительно-пространственная ориентировка;

– пространственно-временные представления и ощущения своего тела в пространстве;

– пространственные представления левого и правого;

– не сформированность двигательной сферы и праксиса (пространственного, динамического, конструктивного, статического).

Важной составляющей развития графомоторных навыков, является сформированность слухо-моторных и оптико-моторных координаций. При не сформированности данных координаций, ребенок не может в полной мере воспринимать зрительно и на слух полученную информацию и отображать ее на бумаге.

Дети с тяжелыми нарушениями речи значительно отстают от детей в норме в выполнении двигательных заданий на пространственно-временную ориентировку, определении последовательности элементов действий. Пространственно-временное нарушение также проявляется и на письме, детям достаточно сложно определить правильное расположение графических элементов в параметрах строки. Дети часто работают всей рукой, что никак не приемлемо в письменной деятельности, где необходима работа только мелких и тонких движений пальцев руки. Обучающиеся испытывают трудности в зрительно-пространственной ориентировке на плоскости листа, затрудняются в копировании рисунка с образца, не могут выполнить упражнения на переключение с одного движения на другое, испытывают трудности в выполнении упражнений на удержании позы и скоординировать движения пальцев рук. При срисовывании с образца, обучающиеся не учитывают размеры переносимого рисунка или графического элемента, при работе на линованном листе, часто выходят за пределы строки, либо выполняют очень маленькие элементы, так как не воспринимают высоту, ширину строки. Из-за слабости пальцев рук, обучающиеся не могут удерживать в удобном положении ручку или карандаш, поэтому их письменные работы, а также рисунки имеют не аккуратный вид. Очень часто у обучающихся проявляется слабый нажим на ручку, не могут удержать ее в руке, либо наоборот слишком сильно ее удерживают, что проявляется в сильном нажиме, это связано с малой подвижностью пальцев, либо наоборот пальцы слишком мягкие, движения отмечаются неточностью и несогласованностью. Во время письма у детей данной категории отмечаются большие трудности. Наблюдается характерный почерк, обусловленный слабым или сильным нажимом, начертание букв принимают неравномерный вид и не соблюдение расположения букв на строке.

У детей с тяжелым недоразвитием речи четко прослеживается нарушения зрительного восприятия, что в свою очередь приводит к нарушению пространственной ориентировки. У многих детей данной категории во время графомоторной деятельности отмечаются значительные ошибки при написании, происходит замена или пропуск оптически похожих букв. Из-за плохо сформированного зрительного восприятия дети испытывают трудности в уточнении буквенного образа, а также испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе. Нарушение зрительно-пространственной ориентировки вызывают трудности в ориентировке на листе бумаги, а также нахождения предметов в пространстве.

Из-за несформированности мелкой моторики рук у школьников с тяжелым нарушением речи, происходит значительное снижение точности и координированности, что способствует неправильному начертанию графических символов, букв и цифр. Часто у детей с речевым недоразвитием наблюдается зеркальное письмо.

Для развития графомоторных навыков у детей с тяжёлым нарушением речи используются различные методики:

· Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок, массаж ладоней при помощи шипованных мячиков, перебирание круп и других мелких предметов, вырезания из бумаги, аппликации и т. д.

Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков. Вот несколько примеров:

1. «Куда указывают стрелки». Цель: развитие пространственных представлений. На плакате нарисованы стрелки, педагог просит ребенка показать направление, которое указывает каждая стрелка.

2. «Вниз по реке». Цель: подготовить руку ребенка к письму. Необходимо нарисовать волнистые линии, которые расположены на близком расстоянии друг от друга – это извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести корабль так, чтобы он не задел берега. Делать это нужно, не отрывая карандаш от бумаги, точно следуя изгибам импровизированной «реки».

3. «Раскрась правильно». Цель: развитие мелкой моторики и пространственных представлений. На листе бумаги нарисованы контуры 5 домиков, задача ребенка – раскрасить карандашом определенного цвета тот домик, который скажет педагог (красным – второй дом слева, синим – третий дом слева и т. д.).

4. Упражнения по воспроизведению двигательной программы ведущей рукой «кулак-ребро-ладонь», на поочередность касания пальцами поверхности стола помогают развить навыки воспроизведения двигательной программы в процессе выполнения последовательных движений.

· Развитие зрительно-моторной координации. Упражнения на состояние зрительной памяти, мелкой моторики и восприятие формы предметов. В коррекционной работе используются различные упражнения и задания. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий выбирается простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

В работе с обучающимися с ТНР лучше использовать маркерные доски, на которых изображены клеточки, как в тетрадях. Где стирающимся маркером дети учатся проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях.

Затем обучающийся учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ТНР. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее необходимо тренировать упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги. Например, задание «Помоги котенку размотать клубочки» Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом, и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета. Многие дети с ТНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

· Развитие зрительно-пространственной ориентировки. Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность: Редкая штриховка карандашом одного цвета. Штриховка двумя карандашами разного цвета. Частая штриховка одним цветом. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Работа по формированию графо-моторных функций у обучающихся с ТНР осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи. Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом. Например, декоративное рисование. Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное — мелкой моторики, ведь детям необходимо прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

При своевременной коррекции моторного дефекта у детей данной категории значительно повышается возможность в формировании графомоторных навыков. При отсутствии коррекционной помощи у детей возникают трудности овладения навыками письма и чтения, которые приводят к таким нарушениям, как дисграфия и дислексия. Для овладения графомоторными навыками необходима определенная зрелость коры головного мозга. Поэтому необходимо начинать работу с детьми с речевыми нарушениями с раннего дошкольного возраста по развитию зрительно-пространственного восприятия, внимания и памяти. Сформированные графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, повышают качество освоения письменной речи. Правильно сформированные и развитые у детей графомоторные навыки, залог того, что в дальнейшем, при обучении в школе у детей будет красивый и разборчивый почерк. Дошкольный возраст, является самым благоприятным периодом для развития тонкой моторики пальцев руки.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Графомоторные навыки у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 08:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Графомоторные навыки у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Лихоманова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД