Лидия Волкова
Графическое моделирование в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха является использование моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, значками.
Наиболее успешным решением задач речевого развития детей с недостатками слуха является графическое моделирование. Оно направлено на развитие и обогащение словаря, закрепление навыков словообразования, формирование и совершенствование умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывание предметов, составление рассказов.
Публикация «Графическое моделирование в речевом развитии детей» размещена в разделах
Первое, где начинается использование модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений используют картинки-символы. После знакомства со всеми упражнениями, взрослый показывает картинку-символ, т. е. над каким упражнением будут работать и привлекает ребёнка ( картинки-символы: язык, губы, зубы, рот открыт, «лошадка»- отработка звука «Р»; «вкусное варенье»- облизывание губ «»;).
Следующий приём работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи детей с недостатками слуха является фонетическая ритмика. Дополнительной опорой упражнений служат карточки-схемы. Их применение направлено на решение ряда задач:
-формирование умения изменять силу и высоту голоса;
-воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
-правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
-восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов (показ схемы).
Задачей речевого развития детей с недостатками слуха является обучение глобальному чтению.
В этот период идёт накопление и запоминание в речевой памяти, живых акустических образов в соотношении их с графической формой, письменным, зримым образом слова – табличка. В случаи трудностей в восприятии детьми слов и фраз на табличках можно использовать пиктограммы как вспомогательное средство, способствующее лучшему запоминанию графических образов слов.
Пиктограммы представляют собой схематические рисунки, передающие значение слова, предложения. В процессе обучения чтению пиктограмма соотносится с написанным на табличке словом, которое
воспринимается глобально. Например, пиктограммы к словам «иди» и «беги» будут представлять схематичные изображения человека, на
которых будет отличаться поза, положение рук и ног при ходьбе и беге. Пиктограммы «надень» и «сними» будут представлять изображение кофточки. В пиктограмме «надень» две стрелочки будут направлены внутрь, к кофточке, отражая смысл действия, а в пиктограмме «сними» стрелки направлены наружу. Пока дети не научились различать слова глобально, табличка и пиктограмма используются вместе.
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется составлению рассказов по графическим схемам на темы : «Опиши игрушку», «Опиши предметы одежды», «Опиши овощи и фрукты», «Опиши время года», … .
Монологическая речь детей с недостатками слуха характеризуется,нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений. Известно, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствуют стремлению детей называть характерные признаки объектов, рассказать о них. При этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке были расположены для развёрнутого высказывания последовательно.
Поэтому, в процессе работы над умением детей составлять рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приёмы помощи детям с недостатками слуха по составлению сюжетного рассказа, могут быть различными:
- представления образца рассказа;
- использование вопросов различного типа;
- совместное составление рассказа;
- стимулирование детей к самостоятельному придумыванию конца, начала
рассказа с опорой на наглядные модели.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развёрнутые рассказы с опорой на модели, состоящие из 6-8 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей, а также овладевают умениями придумывать рассказы по предложенной взрослым наглядной модели.
Применение наглядных опорных схем в работе над монологической речью с детьми с недостатками слуха, позволяет в дальнейшем более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания, а также рассказа по замыслу.
Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, рассказыванию сказок. Но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему. Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися персонажами. (сказки «Колобок», «Репка», «Теремок»,).
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей с нарушением слуха формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе.
Ярким примером модели служат календари природы. Дети с помощью знаков отмечают состояние погоды, интересные и яркие явления природы, помещают свои рисунки. Дети старшего возраста используют сложную, развёрнутую модель календаря, отмечая дни недели, месяц, погоду, отмечая свои трудовые действия в природе. Всё это создаёт основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения.
При помощи моделей легко можно фиксировать результаты длительных наблюдений за явлениями природы: испарение воды, прорастание лука в различных условиях (воде и почве, изменение роста луковиц.
Жизнедеятельность детей с нарушениями слуха тесно переплетена с задачами формирования речи. Выполнение действий в процессе различных режимных моментов предполагает усвоение соответствующих слов и выражений. Регулярное использование опорных схем «умывание», «одевание», «сервировка столов», «уход за растениями в уголек природы», … способствует лучшему запоминанию фраз и слов. На каждом этапе работы с детьми объём материала используемого в быту расширяется, обогащает лексический состав и грамматическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения выглядят по-разному. Например, во время сбора на прогулку (младшей возраст) используются следующие слова и выражения: Пойдем гулять. Будем одеваться. Наденьте кофту, …. Возьмите варежки. Алёша, сними шапку. Надел неправильно. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гулять. Старший возраст: Сегодня пойдём на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Дима, неправильно. Ты перепутал сапоги. Таня, где твоя шапка? Марина – молодец, оделась первая. Оля, застегни куртку. У тебя оторвана пуговица. Вечером пришьём пуговицу, я тебе помогу. Все оделись?
Использование моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями слуха эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления. Позволяет достигнуть высокого уровня умственного и речевого развития детей и качественно подготовить их к обучению в школе.