Kristina Anashina
Консультация для педагогов «Готовности к обучению грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовности к обучению грамотности
Поскольку детский сад является первой ступенью в системе образования, он выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. На нормативно-законодательном уровне вопрос подготовки ребенка к школе закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, программа дошкольного образования является программой «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования].
Публикация «Консультация для педагогов „Готовности к обучению грамотности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Федеральный стандарт дошкольного образования уточняет целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Одними из них являются: достаточно хорошее владение устной речью, умение устно выражать свои мысли и желания, владение навыком построения речевого высказывания в ситуации общения, умение выделять звуки в словах, становление предпосылок грамотности. Кроме этого, ребенок должен быть «способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками». Будущий школьник также «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования].
Таким образом, развитие речи ребенка для дальнейшего обучения в школе имеет важную роль для социального взаимодействия. Общая подготовка детей к школе – задача имеющая, комплексный характер, которая взаимосвязана со всеми сферами развития ребенка.
Одной из составляющих психологической готовности является уровень готовности ребенка к овладению письмом и чтением, состояние речевого развития и навык владения речью в повседневной жизни; важно, чтобы дети семилетнего возраста имели, прежде всего, навык построения грамотных фраз, развёрнутую речь, правильность произношения, без чего невозможно школьное обучение. [А. М. Прохорова 2002].
Таким образом, подготовка детей к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением. Возникающие осложнения в начале обучения грамоте в школе приводят к низким оценкам, отрицательному отношению к учебе, быстрой утомляемости, формированию комплексов и понижению самооценки. Нарушения чтения и письма у детей начали изучать в конце прошлого века, что произошло одновременно с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [Корнева А. Н. 2014].
Изучением проблемы овладения грамотой занимались Д. Н. Исаев, Е. А. Логинова, Е. Н. Российская, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер и др. Необходимым условием для обучения грамотности старших дошкольников является становление пространственных представлений, к которым относится: определение величины, формы, местоположения, относительном расположении и перемещении предметов; последовательность букв и звуков в слове, в процессах письма и чтения.