Лариса Семенютина
Готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Публикация «Готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Дорогие друзья! В вашей семье растет ребенок и близится то время, когда он пойдет в школу. Это важное событие в жизни вашей семьи, которое коснется всех ее членов, но самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огорчающий вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником.
Чем важен этот момент для ребенка и как к нему готовиться? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сосредоточимся и вспомним тот день, когда мы пошли в первый раз в первый класс. А теперь, когда вы вспомнили, что не всегда были взрослыми, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.
Тест:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не любит ходить в детский сад и даже ненадолго расставаться с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит : «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
До 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни.
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и более – было бы неплохо обратиться к психологу за консультацией.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 – сложности, связанные со здоровьем ребенка, есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок е найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери. Полезно поиграть в школу.
Этот краткий тест дает представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого нужно быть уверенными, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Как бы парадоксально это ни звучало, но чаще всего школы боятся совсем не дети, а их родители. Ну а как же по-другому, ведь дети-то пока не знают ничего о школе, а у родителей осталось много воспоминаний о страшных классных руководителях, строгих учителях, вредных одноклассниках, невкусных завтраках в школьном буфете и огромных домашних заданиях. Иногда родители так хорошо это помнят, что начинают невольно или намеренно пугать своего малыша, повышая тем самым его тревожность, вселяя в него неуверенность в себе.
Иногда родители это делают действительно, как им кажется, из-за глубокой заботы о своем ребенке. Рассказывая будущему первоклашке обо всех предстоящих трудностях – а ведь они точно будут, ведь взросление не бывает совсем уж беззаботным, - они и не предполагают, что тем самым проигрывают свои собственные страхи и тревоги.
Если вы хотите помочь именно ребенку справиться с трудностями, то сосредоточьтесь не на проблемах, а на путях их решения. Идя путем решения проблем, а не их культивирования, и вы, и ваш ребенок перестанете видеть мир с его негативной стороны, перестанете ждать от него угрозы.
Уясните для себя одну простую истину: чтобы решить любую проблему – надо перестать воспринимать ситуацию как проблемную! Как это сделать? Просто! Вместо пугающей проблемной ситуации вам нужно увидеть ту ситуацию, которую вы хотите, приятную и комфортную, а затем сделать ее достижение своей задачей. Далее соберите необходимую информацию по теме, продумайте подробный план решения и воплотите его в жизнь! Все очень просто, надо просто взять и сделать, потому что, сидя и переживая, ничего не сделаешь. Не стоит сдаваться перед трудностями, управляйте своими страхами, не переносите их на своих детей, смотрите на мир с улыбкой, и мир обязательно ответит вам взаимностью, предложив наилучшее решение всех проблем.
Старайтесь сами всегда и во всем концентрироваться на позитивном. Обучите этому и своего ребенка. Заставить себя и научить ребенка мыслить позитивно – значит воспринимать неудачи как бесценный опыт, видеть в сложных ситуациях источник к самосовершенствованию, а в трагических – путь к успокоению и пониманию.
Позитивное мышление не является слепым оптимизмом и необоснованной верой в успех. Избегайте предлагать своему ребенку картину окружающего мира, написанную исключительно в розовых или черно-белых тонах. При позитивном мышлении вы воспринимаете мир и себя в нем реалистично. Научите ребенка честно оценивать свои возможности в каждой конкретной ситуации. Вселите в него веру в то, что при желании и старании он способен достичь всего, чего он захочет.